Кафедральный собор светицховели. Место отправления маршруток из Тбилиси в Мцхету

29.12.2023 Народная медицина

Но главное архитектурное сооружение в городе - Кафедральный собор Светицховели , который был возведён здесь в XI веке (1010 - 1029 гг.) на месте более древнего храма IV-V веков. Собор Светицховели второй по величине храм в стране, после недавно освященного собора Святой Троицы в Тбилиси.

Такой огромный храм был построен в честь Двенадцати Апостолов. С этим строительством связано одно предание. Главным зодчим храма был Арсукидзе, который происходил из бедной семьи. По окончании строительства оказалось, что построенный им шедевр значительно превосходит творения его учителя. Тогда оскорбленный учитель оклеветал ученика, и мастеру отрубили руку. По другой версии, руку Арсукидзе отсекли по приказу царя, чтобы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели. Легенду подтверждает факт того, что над одной из арок фасада собора помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».


Светицховели строили с 1010 по 1029 годы, и таким образом он почти современник Софийского Собора в Новгороде. Строить тогда было принято монументально - Светицховели довольно велик. За всю долгую историю Светицховели не раз разрушали, перестраивали и реставрировали. Но в целом Свеицховели все же сохранил свой первоначальный облик.

В ходе реставрации Светицховели в 1970-71 годах, под руководством Цинцадзе, было найдено основание базилики, построенной в конце V века царем Вахтанг Горгасали. Каменные бычьи головы - это остатки той самой базилики.

Дресс-код, который не особо соблюдается. Да и фотоаппаратам туристы пользуются без ограничений.

Название храма Светицховели традиционно переводят как "животворящий столб". Свети - это столб, а Цховели - живой или чудотворный. Близкий по значению глагол "цховелеба" означает оживлять или давать жизнь .
Согласно легенде, в I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно не смогли забрать из ее рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией в царском саду. На могиле вскоре вырос чудесный ливанский кедр, которому местные жители поклонялись как божеству и считали целебным. А когда царь Грузии Мириан ІІІ решил соорудить храм на том месте, где покоился Хитон Господен, кедр срубили. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей.
Легенда встречается в нескольких вариациях, но сути сильно не меняет.
Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии - Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября.

Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России, к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.

Интерьер собора. Справа та самая легендарная башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом. Фреска «Спас Вседержитель» была написана русским художником в XIX веке.

Современная икона прп. Марии Египетской

Справа икона пророка Илии. За иконостасом в этом месте хранится его милоть (плащ).

Грузинские церкви по православной традиции тёмные, но собор Светицховели - исключение. Свет наполняет собор через узкие боковые окна, а дополнительный свет освещает центральный неф, проникая через центральный купол.

В пол вмурованы надгробные плиты, в основном князей Багратион-Мухранских. В храме были похоронены также католикос Мелхиседек, царь Ираклий II, царь Вахтанг Горгасал и Георгий ХII. После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати. Согласно хроникам, тут было похорнено еще очень много царей, но их захоронения не сохранились.

Герб князей Багратион-Мухранских

Иконостас центрального предела собора Светицховели

Фрагмент центрального иконостаса

Внутренние стены расписаны фресками, выполнены в основном в XVI-XVII веках. Большинство из которых, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном состоянии. Многие иконы также были заменены, а оригиналы хранятся в национальных музеях Грузии. Барельефы украшают гроздья винограда, что является особенностью многих храмов Грузии.

Фреска "Страшный суд"

Фрески в соборе. Внизу: Святые равноапостольные Константин и Елена. Предыдущая: Спас Благое Молчание.

Под большой аркой располагается легендарный «Животворящий Столп». Над Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, которые расписаны поздними фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из Столпа. Миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I.

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фрески столпа заслуживают отдельного разговора. Вокруг этих фресок существует некоторый ажиотаж, связанный с тем, что на них изображено нечто, напоминающее летающую тарелку. Обратите внимание на "медузы" (или летающие тарелки, кто как видит)на правой фреске. На фотографии плохо видно, но внутри этих "медуз" находятся лица, вероятнее всего, что это луны с лицом и символическим светом. Хотя кто знает..

Помимо того, что в храме в отличии от других грузинских храмов много света, он еще отличается и по планировке. Среди всех кафедральных соборов он один не крестовый, а прямоугольный в плане. Судя по всему, это объясняется тем, что его строили прямо на фундаменте старой базилики V века. Что говорит о том, что та базилика была громадна.
От прежней базилики остались даже некоторые арки. Их сильно пределали, ширину пролета увеличили вдвое, но старые арки еще хорошо видны. Можно сказать, что храм переделывался весьма небрежно и грубо. Это отличает Светицховели от других соборов, которые строились почти на пустом месте.

Еще одним интересным фактом архитектуры комплекса является его устройство согласно астрологическим знаниям, в которое, как считается, заложен тайный смысл. Сооружения образуют фигуру креста, где осевая линия отклоняется от продольной на 22 градуса. Именно на этот угол повернуты относительно сторон света египетские пирамиды и такой же угол наклона имеет земная ось. А расположение башен и построек, окружающих собор, по мнению современных ученых, отображают структуру Солнечной системы.

Купол храма

В центре интерьера стоит резной престол для патриарха.

В соборе Светицховели не висит тяжёлая тишина, здесь светло, шумно и очень много туристов.

В южной части собора находится небольшой каменный храм, который является копией часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле его построили в начале XIV века, чтобы отметить, что собор Светицховели является вторым местом в мире, где лежат одежды Христа.

Троица. Современная икона

Двенадцать лучей на орнаметре над центральным окном символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев.

Квеври для вина в земле. Вино в Грузии - напиток ритуальный. Без него не обходятся ни праздники, ни встречи, ни прощанья.

Собор Светицховели окружен крепостной стеной, построенной из камня и кирпича, в период правления царя Ираклия II в 1787 году. Высеченный камень в старой части перемешан с речным камнем в стене.


Еще в средние века Мцхета являлась сердцем грузинской церкви. В Светицховели долгое время короновали и хоронили царей. С тех пор, по традиции, и в наши дни все основные внутрицерковные обряды проводятся в храме Светицховели.

Как добраться в Светцховели:
Из Тбилиси сюда ходят маршрутки от метро Дидубе. Маршрутка делает пару остановок неподалеку от храма. Найти его легко, он виден почти отовсюду. Перед основными воротами ограды размещается инфоцентр, где можно взять бесплатную карту города.

Одним из главных храмов Грузии считается собор Светицховели в древней Мцхете. Светицховели в переводе с грузинского обозначает «Животворящий столп». Почему собор назвали так? Есть две версии.

Древнее предание гласит, что в далеком IV веке там, где сейчас возвышается храм, стояла маленькая церковь Святой Сидонии. Эта церковь была разрушена. Ее много раз пытались восстановить, но это никому не удавалось. Снова и снова начинались работы, но что-то каждый раз шло не так.

Это продолжалось до тех пор, пока в XI веке на могиле Святой Сидонии не выросло кедровое дерево. Именно оно и стало первым столпом нового храма. Строительство наконец-то было успешно завершено — казалось, само небо пришло на помощь людям. Так, опираясь на фундамент веры и традиций, великий храм стоит до сих пор и носит имя «Светицховели».

Храм находится в курортной зоне. Поэтому с легкостью можно совместить исследование истории и .

Легенды храма Светицховели

Другая легенда говорит, что один из солдат, бывший свидетелем распятия Христа, привез домой Хитон Христа. Сестра этого солдата Сидония была христианкой. Прикоснувшись к Хитону, сестра скончалась. И похоронили ее вместе с Хитоном, ибо так крепко она сжимала святыню, что разжать ее руки было невозможно. На могиле выросло кедровое дерево.

Царь Мириан был первым христианским государем Грузии. Он решил воздвигнуть храм над тем местом, где была похоронена Сидония. Кедр срубили, сделали из него семь колонн для храма. Строительство шло своим чередом, шесть колонн успешно установили, но седьмая повисла в воздухе.

Положение спасла Святая Нино, которая неистово молилась ночь напролет. Наконец, без прикосновения руки людской столп встал на место. Но стал столп животворящим — он мироточил и это миро излечивало больных.

Строительство храма было успешно закончено и стали звать его Светицховели. И стоит он в славной Мцхете по сей день и будет стоять до тех пор, пока есть на земле праведники.

Легенда легендой, но исторические факты следующие: первый храм на этом месте был деревянным, и строили его в 4м веке, однако он долго не простоял. Затем на этом же месте Вахтанг Горгасал в 5м веке построил первый каменный храм. А нынешний Светицхевели построен на том же месте уже в 11м веке.

Адрес: Мцхета, Грузия
Время работы: c 08:00 до 19:00 без выходных.
Посещение храма бесплатно.
Как добраться: из Тбилиси регулярно ходят маршрутные такси, стоимость проезда - 1 лари. Храм трудно не заметить, он виден отовсюду.

Светицховели - главный православный храм Грузии

Тысячу лет кафедральный собор Светицховел и является самым главным храмом грузинской православной церкви. С грузинского переводится "животворящий столб". Расположен в маленьком городке Мцхета , в нескольких километрах от столицы Грузии, входит в число памятников Всемирного наследия. Многие годы является символом христианской церкви, и главным историко-архитектурным памятником региона Мцхета-Мтианети.

История города Мцхета

Мцхета - небольшой городок, расположенный в двадцати шести километрах от Тбилиси. Количество населения, по данным переписи 2005 года составляет чуть больше семи тысяч человек. Основан городок в V веке н.э., в честь старшего сына царя Картлоса, правителя тех времен. После смерти отца Мцхетос основал поселение в устье рек Кура и Арагви. А через несколько десятков лет поселение превратилось в город, и назвали его в честь основателя царевича Мцхетоса легендарного. Эти края известны еще Армазской крепостью, главным собором XI столетия Самтавро, монастырским храмом Джвари и собором Светицховели.

История храма Светицховели

Точное время постройки в исторических документах обозначено по разному, в одних значится 1010 г., в других летописях встречается 1019 г., и даже 1024г. В исторических документах говорится, место постройки благословил Иисус Христос, через некоторое время на нем выросло кедровое дерево. Рядом жил царь Мириан, решивший принять христианство, ну и впоследствии этого по его приказу на месте кедра начали строительство божьего дома. Место строительства выбрано не случайно, кедр рос в царском саду, и был единственным деревом не приносящим плодов. Тогда царь решил срубить именно кедр, а остальные деревья и кусты оставить, и на его месте возвести храм. Но через некоторое время древо каким-то чудом установилось само, и стало излучать чудотворную силу, после чего это место прозвали "животворящим столбом". Большинство икон запечатлели изображение животворящего дерева.
Архитектурное сооружение сохранилось до наших дней в том облике, в котором было построено в XI веке. Огромное здание, с большим куполом по центру, и старинными фасадами, выполненными в древнеримском стиле с арками. В некоторых исторических документах значится, возводили храм римляне, но легенда вскоре была развалена историками XVII столетия, которые полностью изложили данные, подтвержденные учеными в наши дни. Спроектировал эту красоту великий архитектор, в те времена выходец из бедной семьи, Арсукидзе. Место строительства выбрал не случайно, по древним записям, на этом месте когда-то было построено одно из первых церковных сооружений - святая обитель Святой Сидонии. По некоторым поверьям ее похоронили там же. После чего церковь разрушили, и не могли отстроить. И вот в 1010 году, во время очередной попытки начать строительство, срубили кедровое дерево, ставшее первым столбом священной постройки.
В истории существует множество легенд, рассказывающих о возникновении святой обители. Одна рассказывает о солдате, служившем в Иерусалиме во время распятия Иисуса Христа. После его смерти солдаты разделили святые одежды, и одна из них по окончанию службы попала на грузинские земли, это был хитон Иисуса, солдат подарил его своей сестре Сидони. Когда Сидони прикоснулась к святой одежде - сразу же умерла, хитон не смогли высвободить из рук, и вынуждены были похоронить вместе с Сидони. После чего на месте захоронения выросло дерево, и первый правитель Грузии - христианин Мириан принял решение начать строительство святой обители. Дерево распустили на семь столбов, которые стали колонами будущего храма, а вот седьмая по счету повисла над землей. Известная просветительница Святая Нино читала молитвы весь день и ночь, чтобы столб встал на место, и под утро он без вмешательства человеческих рук встал на место, впоследствии его начали называть животворящим, излечивающим больных и придающим силу слабым.

Церковь в наши дни

Столб стоит в храме и по сей день, в самом центре под сенью расписанной древними фресками, изображающими историю Иисуса Христа и Хитона Господнего.
В росписи церкви сохранились орнаменты и фрески XIV-XVIII вв., возле алтаря захоронения великих грузинских правителей разных времен. Могилы расположены так близко, что нельзя пройти, чтобы не наступить.
Но есть в росписи один рисунок, наиболее интересен туристам, ученые до сегодняшнего дня не могут объективно объяснить его появление - это рисунок НЛО, неизвестного летающего объекта, с изображением головы в иллюминаторе. Некоторое время его объясняли святым ликом, но вскоре признали, это действительно изображено НЛО.
При входе в храм, возникает ощущение попадания в древние времена, в помещении нет ничего, чтобы напоминало XXI век. Огромное пространство заполнено разнообразными орнаментами и расписными фресками, предпочтительно XV столетия, именно тогда проводились работы по обновлению интерьера. Множество фресок и древних росписей было уничтожено, точнее закрашено и забелено. В наши дни некоторые из них мастера сумели восстановить, но не все.
С внешней стороны архитектурная целостность сохранилась с времен строительства, лишь в XV веке, после набега Тамерлана, были внесены кое-какие изменения в фасад постройки. Но они никак не повлияли на форму и пропорции собора.
С внутренней стороны постройка напоминает прямоугольник, именно он отличает ее от остальных церковных сооружений. Но при этом снаружи верхняя часть здания, как и все соборы имеет крестообразную форму.
Вокруг храма по периметру, напоминая квадрат, возвышается крепкая стена. Построена приблизительно в то самое время, что и храм, и чисто в оборонительных целях по приказу царя Ираклия второго.

У каждого народа есть святыни, особо значимые для его исторических судеб и потому особо почитаемые. И приходят они по Промыслу Божию и Его милости.

– святая Иберия – за свою историю часто находилась в окружении языческого мира; мусульманские полчища нередко опустошали страну – но удивительным образом она воскресала вновь и вновь. Потому что много было у нее царей, монахов и простого люда, которые готовы были умереть и действительно умирали от пыток и казней, жертвуя собой во имя Господа и народа. А иногда они становились заложниками за народ, проводя многие годы в плену, терпя унижения, скорби и муки… Но они не отрекались от главного – от Христа Спасителя. И стали особенными молитвенниками за свой народ и за все человечество. В этом они мистически схожи со святой Сидонией (память 1/14 октября), своей духовной сестрой, первой святой Грузии, которая, получив от брата своего Элиоза заветный хитон Господень и прижав Его к груди, от великой скорби и благоговения тут же и скончалась. Эта святая – особенная. Есть предание, что перед Страшным судом она воскреснет и выйдет навстречу Господу, держа в руках Его хитон как знак вечной любви к Нему.

Святая Сидония происходила из благочестивого рода грузинских евреев, которые с великой верой и надеждой ожидали Мессию. Каждое известие о Нем воспринималось ими как откровение и исполнение пророчеств. Первосвященник Анна имел переписку с Элиозом, братом святой Сидонии, – он был главным учителем евреев в Грузии. Поэтому когда Анна написал Элиозу о суде, то тот немедля собрался в дорогу, повинуясь приказу первоверховного лица. Мать Элиоза и святой Сидонии Сарра, происходила из рода первосвященника Илии. В совершенстве знала она и была чрезвычайно благоговейной и благочестивой женщиной. Просвещаемая Духом Святым, она, провожая сына своего Элиоза на неправедный суд, уговаривала его не быть причастным к пролитию крови Праведника и говорила ему: «Иди, чадо мое, для исполнения законного порядка. Но только, умоляю тебя, не присоединяйся к замыслу врагов Того, Которого вознамерились убить, ибо Он есть Исполнение пророчеств, Притча премудрых, Таинство, сокрытое от начала веков, Свет язычников и Жизнь вечная». Ее слова были выражением общих чувств той еврейской общины, что жила в Грузии. Благочестивая дева Сидония, любимая сестра Элиоза, просила брата, объятая горячим желанием быть хоть как-то причастной великой тайне, привезти ей что-нибудь из того, что принадлежит Тому, над Кем будет вершиться суд. Элиоз очень любил сестру и дал слово исполнить ее просьбу. Он сам и люди, сопровождавшие его, были свидетелями многих чудес, а также последующей проповеди апостолов после воскресения Искупителя. B то время, когда исполнители казни прибивали гвоздями Спасителя ко Кресту, мать Элиоза, Сарра, таинственным образом услышала этот зловещий стук и, вскричав от сильной душевной боли, обреченно сказала: «Прощай, царство Израилево, ибо предали смерти Спасителя и Избавителя людей твоих. Отныне народ твой будет повинен в крови Создателя и Господа своего. Горе мне, что я не умерла прежде этого времени: смерть избавила бы меня от этого страшного известия. Итак, я не увижу на земле Свет язычников и Славу Израиля». От невыносимых душевных страданий она тут же скончалась.

В Писании о хитоне Господнем сказано: «Когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19: 23–24).

Этот хитон по жребию достался мцхетским евреям. О нем с любовью пишет : «Хитон Господень был соткан руками Девы Марии; для него Она пряла по ночам пряжу. Ее сердце предчувствовало будущие страдания Сына, тогда еще малого ребенка, и Ее слезы окропляли багряную ткань хитона, как листья алой розы – капли утренней росы. Этот хитон, по преданию, Господь носил с детства до Своего Распятия, и он, как живой, рос вместе с Ним. Во время Преображения на Фаворе хитон Господень засверкал, как пламя огня, и стал белым, как снег. По пути из Гефсимании на Голгофу хитон был напоен кровью Спасителя, сочившейся из Его ран».

По своем возвращении Элиоз, как и обещал, отдал окровавленный хитон своей сестре Сидонии, а она сообщила ему о смерти их матери Сарры, которая случилась сразу после бывшего ей таинственного откровения. Пораженная вестью о смерти Спасителя, прижимая к груди хитон с глубокой любовью к Господу, Сидония сказала брату: «Любезный брат, довольно с меня и с целой страны этого сокровища. Бог благоволил избавить народ этот от рук диавола (знамением чего служит этот хитон) и дарует ему вечное спасение». Затем, выслушав весть о смерти Искупителя, в невыразимой скорби о Его страданиях Сидония, так же как и мать ее, скончалась. Вестью об этом был удивлен даже царь Адеркий, правивший страной в то время. Он пожелал увидеть деву и захотел взять хитон себе, но никаким образом никто не смог отделить хитон от тела Сидонии, потому что он чудесным образом прирос к телу умершей.

Удивительное чудо произошло и при погребении святой Сидонии. Элиоз вместе с благочестивыми старцами совершал усердное моление о сестре, и в это время случилось землетрясение, под телом девицы раскрылась земля и приняла его в свои недра. Чтобы защитить это место от осквернения, его обнесли оградой. По воле Божией над ним вырос ливанский кедр. Современник святой Нины, иудейский первосвященник Авиафар, милостью Божией и под влиянием святой Нины принявший крещение, писал о хитоне и о милоти пророка Илии, который спрятан недалеко от хитона Господня: «“Мы положили ее своими руками, – говорил отец мой, – под камнями, в тайном месте, где она и должна оставаться до времени, определенного Самим Богом”. Часто просила меня святая Нина, чтобы я подробно узнал от отца моего о месте, где хранится божественный хитон Господень. На мои расспросы об этом он отвечал то же, что говорили и другие, именно: что хитон хранится под кедром, где народ так часто воссылает свои хвалы Господу. Место то воистину подножие виденной Иаковом лестницы, достигающей до небес». Таково свидетельство первосвященника Авиафара о Хитоне Господнем.

Ствол освященного кедра был использован при постройке главного храма Грузии – , что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Он возведен как раз над могилой святой Сидонии. В нем сокрыта и милоть пророка Илии. В храме, которому уже тысяча лет, находится множество величайших святынь. Это духовное сердце Грузии, а благодать, исходящая от него, дает народу духовную силу и защиту.

14 октября люди со всей Грузии и со всего мира приезжают, чтобы поклониться великой святыне – хитону Господню.

14 октября люди со всей Грузии и со всего мира приезжают, чтобы поклониться великой святыне – хитону Господню. Они прибывают отовсюду, с великой радостью и надеждой, многие идут пешком… Народ объединяется в то время Христовой любовью. И воспоминания о ней греют душу. Много у каждого своих прошений в его сердце; тогда каждый становится похож на ту евангельскую женщину, которая в тайне своей души мечтала об исцелении, только бы прикоснуться к одежде Спасителя… И они получают его. Потому что Господь наш «Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр. 13: 8). Только веруй в эту помощь всем сердцем и надейся. Даже если тебе для этого понадобятся долгие годы. Аминь.

Покидаем Джвари, еще раз оглядываемся на нее:

Направляемся к Светицховели:

Храм окружён крепостной стеной, которая по плану приближается к квадрату. Стена была воздвигнута по приказу царя Ираклия II (упоминается в тексте высеченным над южным входом в храм). Высеченный камень в старой части перемешан с речным камнем в стене. Постройки на стенах исполнены кирпичом. Нижняя часть двуярусной стены непроницаема. В верхней части присутствует боевая дорожка, на уровне которой также имеются хранилища камня. У стен присутствует 6 цилиндрических и 2 четырёхугольных башни. Входные ворота расположены на южной стороне. На западной стороне звонница и врата XI века — замечательный пример грузинской народной архитектуры. В 1964—1965 годах проведённой реставрацией возвращён первозданный облик (архитекторы Н. Чубинашвили и В. Цинцадзе; гл. консультант Г. Чубинашвили). Во время раскопок в 1963—1964 годах в юго-западной части стены были найдены останки католикоса Мелкиседека (XI век).

Во дворе, в юго-восточной части стены — дворец католикоса Антона II. В данный момент полностью переделан и является историко-этнографическим музеем.

Предание Грузинской Церкви свидетельствует, что раввин Елеазар в I веке выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхету, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, услышав о распятии Спасителя, скончалась на месте со святыней в руках. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле святой Сидонии вырос большой кедр , который стал священным для жителей города, ему поклонялись как неведомому божеству.

Когда равноапостольная Нина в IV веке принесла Благую Весть во Мцхету, древний кедр стоял в саду царского дворца. В первые месяцы пребывания в Грузии, святая Нина прожила у садовника этого дворца, и в видении ей было явлено что этот сад превратится через неё в сад возвеличения Бога.

Огромный крестовокупольный храм, украшенный многими рельефами, восходит к XI веку. Храм являет черты свойственные другим кафедральным соборам той эпохи церковного и политического объединения Грузии: большие размеры, вытянутые западный рукав и купольный барабан, динамичный ритм арок на фасадах, высокая техника резьбы.

Предание рассказывает, что храм, воздвигнутый зодчим Арсукисдзе, вызвал зависть у его учителя, который оклеветал мастера, и тому отрубили правую руку. И действительно над центральной аркой северного фасада собора, помещен рельеф руки, держащей угольник, и надписью "Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните". (Об этом, в частности, повествуется в романе К.Гамсахурдиа "Правая Рука Великого Мастера").(отсюда: http://georgia.orexca.com/rus/cathedral_svetitshoveti.shtml)

Еще один пример резьбы. Херувимы, головы волов, внизу триптих икон и еще ниже надпись на старо грузинском. Из-за замыливание снимка при закачке на галери.ру надпись теперь мало различима:(

Под куполом барельефы еще двух Евагелистов: орла и льва.

Лев, если приглядеться выглядит этаким улыбающимся, показывающим язык котэ %))

Монастырский сад довольно аскетичен по убранству, но и там найдется место усталому путнику:)

Ставший главным собором и центром христианства в Грузии, Светицховели повторил весь исторический путь грузинского народа от осквернения сельджуками, когда храм использовался как хлев для верблюдов, до разграблений турками и персами. Потайные комнаты Светицховели служили укрытием для местных жителей во время набегов и хранилищем ценных книг и драгоценностей. В XIX веке, перед прибытием российского царя Николая I, уцелевшие древние иконы покрыли несколькими слоями извести. Их очистили от извести только в 60-х годах XX века

Келия под виноградом и гранатами:))

И в начале сентября уже созрели гранаты!!!

И активно идут раскопки. здесь как раз врагмент обсуждения оных:)

И, вот, что раскопали. Саша радостно сказал:"Ввино?!"

А теперь пойдем в храм.. У входа. Древние надписи подретушированы более новыми%) По-моему что-то про Мишу..