Коренные народы Сибири: Хакасы. Хакасы Какая религия у хакасов

21.02.2024 Народная медицина

Глава I. Хоорай - этносоциальное объединение кыргызов в эпоху позднего средневековья 7

1. Этносоциальная структура и вопросы политической истории 15

2. Проблема угона енисейских кыргызов в Джунгарию и ее значение для этнической истории хакасов 30

3. Вхождение Хакасии в состав России и административное преобразование кыргызских улусов 37

Глава П. Родоплеменной состав хакасов в XVIII-XIX вв.

1. Происхождение хакасских сеоков и лингво-географические параллели их названий 55

2. Возникновение хакасских фамилий 83

3. Особенности хозяйства и традиционной культуры 93

Глава Ш. Разложение хакасских сеоков и развитие патриархально-феодальных отношений

1. Сеок как форма патриархально-родового уклада 132

2. Родовое управление и судопроизводство 144

3. Поземельные отношения и социально-классовое расслоение хакасов 156

Заключение 169

Примечания 172

Приложения

1. Список хакасских фамилии 208

2. Список хакасских сеоков XIX в 258

3. Проект степных законов для южных скотоводцев и промышленников и кочующих земледельцев Енисейской губернии 264

ВВЕДЕНИЕ

Хакасы (самоназвание - "тадар") - тюркоязычный народ, антропологически относящийся к южносибирской (туранской) переходной расе. В основном они проживают на территории Хакасской автономной области, расположенной в западной части Хакасско-Минусинской котловины. Небольшая их часть (около I тыс. человек) обитает по среднему течению р. Чулым (Тегульдетский район Томской области и Тюхтетский район Красноярского края). Некоторые хакасские селения – Арыпкаев, Ораки, Можары, Большое Озеро, Усть-Парная и др. находятся в пределах Ужурского и Шарыповского районов Красноярского края. Более 2 тыс. хакасов проживает в Туве. Численность всех хакасов по данным Всесоюзной переписи населения 1979 года составляла 70776 человек. Из них 57286 (81 %) считало родным языком язык своей национальности .

Хакасский язык относится к уйгуро-огузской группе тюркских языков. Он составляет особую хакасскую подгруппу, куда входят близкородственные языки фуюйских кыргызов и сары-уйгуров Китайской Народной Республики, а также шорцев и северных алтайцев: кумандинцев, тубаларов и челканцев . По мнению тюркологов, язык хакасов генетически связан с древнекиргизским и древнеуйгурским языками.

Хакасы делятся на четыре группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (сагай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал), говорящих на различных диалектах. Койбалы почти полностью ассимилированы качинцами и сохранили свое этническое самосознание только в д. Койбалы Бейского района. Хакасское население долины р. Матур и верхнего Таштыпа говорит на шорском диалекте. Сами себя они считают сагайцами, но последние противопоставляют их и называют "чыстанас" – т.е. таежные асы.

В царской России хакасы именовались татарами (минусинские, ачинские, абаканские). Двухвековое управление русской администрации содействовало закреплению последнего имени в сознании народа. В связи с этим хакасы стали называть себя "тадар" (т.е. татарин). Помимо хакасов этноним "тадар" закрепился также среди соседних тюркоязычных народов Южной Сибири – шорцев, телеутов и северных алтайцев.

По всей видимости, "тадар" не является их историческим именем. Смена этнонимов отразила изменения произошедшие после присоединения Южной Сибири к России.

Термин "хакас" для обозначения коренного населения Хакасско-Минусинской котловины официально принят в первые годы Советской власти. Он был заимствован из китайских источников. В китайских летописях IX-X вв. формой "хягасы" передавалось звучание имени енисейских кыргызов . Принятый этноним отождествлял современное население долины Среднего Енисея с кыргызами и способствовал их политическому возрождению. Однако, в связи с принятием термина "хакас" в научной литературе распространилось ошибочное мнение о хакасах, как искусственном объединении качинцев, сагайцев, кызыльцев и койбалов в один народ при Советской власти . Но все исторические сведения и этнические определения резко противоречат подобным заключениям и характеризуют завершение процесса сложения хакасского народа к началу XIX в.

По данным восточных письменных документов XVII-XVIII вв., Хакасия называлась именем "Хонгор" или "Хонгорой" , что, несомненно, свидетельствует о наличии здесь в эпоху позднего средневековья своеобразного этносоциального образования. Необходимо отметить, что в фольклоре хакасов в качестве их старинного самоназвания употребляется термин "хоорай". Он, несомненно, восходит к первоначальной основе "хонгорой", этимологию которой еще предстоит выяснить . Вероятно, будет правомерным употребление термина "хоорай" для населения Хакасии в эпоху позднего средневековья (до вхождения в состав России).

Исследование этнической истории коренных народов Сибири, формирование которых завершилось только после присоединения к России, несомненно, находится среди актуальных проблем советской исторической науки. Особенного внимания изучаемая тема заслуживает в наши дни в связи с ростом этнического самосознания и современными межнациональными отношениями. Тщательный анализ родоплеменного состава хакасов позволяет выявить их этнические компоненты и генетические связи с этносами Саяно-Алтая. В данной работе уделено внимание историческому развитию сеока – основной формы социально-этнического деления хакасов и главного хранителя этнических традиций, а также более поздним его преобразованиям – фамилиям. Не отрицая локальных особенностей, отдельных групп хакасов, мы рассматриваем их хозяйственный быт и традиционную культуру как сложившийся, устоявшийся комплекс, подверженный эволюционным процессам.

Хронологические рамки темы охватывают три столетия, начиная с момента первых контактов хакасских родоплеменных групп с Российским государством в Х VII в. и кончая последними десятилетиями XIX в., когда основная масса хакасских хозяйств (более 80 %) перешла на оседлость. Этот период включает основной процесс формирования и сложения хакасского народа. В некоторых случаях, например, для выяснения исторических корней сеоков, нами предпринимался ретроспективный анализ, уходящий за исходный рубеж. Конечная дата обоснована существенными сдвигами в социально-экономическом развитии хакасского аала в связи с развитием капитализма, отходом от традиционного полукочевого быта и административными преобразованиями .

В дореволюционной историографии Хакасии первые этнографические труды принадлежат перу царских чиновников: Г.И. Спасскому, Н.С. Щукину, Н.А. Кострову, И.И. Каратанову и др., давшим материалы по родоплеменной структуре, традиционной культуре, обычному праву и формам ведения скотоводческого хозяйства . Ценный вклад в дело изучения этнографии, фольклора и языка хакасов внесли работы первого хакасского профессора Н.Ф. Катанова . В этнографических заметках П.Е. Островских была сделана попытка выяснить происхождение хакасов на основе фольклорных данных . Автор без критического обоснования отнес их к сибирским татарам хана Кучума. В 1897 г. в Хакасии работала научная экспедиция по изучению быта и хозяйственного положения коренных жителей, в результате которой были опубликованы книги А.А. Кузнецовой, П.Е. Кулакова и А. Ярилова, посвященные истории, культуре и хозяйству хакасов .

Большая научно-культурная деятельность была развернута в г. Минусинске при краеведческом музее политическим ссыльными – народниками (Д.А. Клеменц, Ф.Я. Кон, Е.К.Яковлев и др.). Работы народников отличались определенной демократической направленностью, защитой интересов трудового хакасского населения от царских колонизаторов и местных эксплуататоров. Е.К. Яковлев, изучив научную литературу и этнографические коллекции Минусинского музея, впервые дал полный этнографический обзор хакасов . Автор прослеживает частичную связь коренного населения Хакасско-Минусинского края с кыргызами, хотя в основном еще придерживается распространенного мнения академика В.В. Радлова о конгломерате различных племен, якобы поселившихся в начале XVIII в. в хакасских степях после ухода кыргызов в 1703 г. Изучая родовые отношения у хакасов, Е.К. Яковлев пришел к выводу о пережиточном их характере и отметил факты классового расслоения общества. Несомненные заслуги в деле научного изучения Сибири и отстаивании права сибирских народов на их самобытность принадлежат представителям областнического течения – Н.Г. Потанину, А.В. Адрианову, Н.Н. Козьмину и др. А.В. Адрианов в "Очерках Минусинского края" отстаивал исконность проживания современных хакасов в Минусинском крае, которые "представляют крепко сросшийся со своей территорией элемент" . Он констатировал, что полукочевой быт у коренных жителей к концу XIX в. окончательно подорван.

Можно выделить наиболее характерные черты, свойственные дооктябрьской историографии Хакасии: отчетливо выраженный краеведческий профиль изучения, описательный фактологический подход при сравнительно слабом и методологически ограниченном осмыслении этнических процессов. К советской историографии Хакасии можно отнести большую часть трудов профессора Н.Н. Козьмина. Около 15 своих печатных работ посвятил он изучению истории местного края. Н.Н.Козьмин на основе письменных источников провел исследование этнического состава и политического строя енисейских кыргызов X VII в., которых он полностью отождествил с современными хакасами .

Автор пришел к выводу о существовании четырех улусов – княжеств и выделил элитарную родоплеменную группу в лице кыргызов. По-новому он подошел к характеристике хакасских сеоков и считал многие из них остатками бывших исторических образований. Н.Н. Козьмин отрицал мысль о чрезвычайной застойности общественных отношений у народов Южной Сибири, но, вместе с тем, абсолютизировал явления регресса .

По поводу происхождения и этнической истории хакасов в советской историографии существует большая литература с довольно разнообразным составом источников и противоречивыми выводами . Профессор Л.П.Потапов в своих этнографических трудах широко использовал российские письменные источники и данные этнонимики . В связи с тем, что общие этнонимы присутствуют в разных этнических объединениях, он приходит к выводу о конгломератности и довольно позднему образованию хакасского народа, а также отрицанию их преемственности с кыргызами. Отсутствие комплексного подхода к изучению этнической истории не позволило автору увидеть более глубинные процессы и дать объективную оценку. Профессор Л.Р. Кызласов приводит данные китайских источников (в основном, об этнониме "хягас") и относит хакасов к одной из древних общностей . Он очень углубляет собственно историю хакасского народа. Если Л.П. Потапов в первую очередь утверждает о конгломератности, то Л.Р. Кызласов этому не придает значение. Он представляет хакасов как неизменное, монолитное этносоциальное образование, сохранявшееся на протяжении очень длительного времени, начиная с эпохи раннего средневековья. Отдельные периоды существования этой общности он соотносит с известными историческими событиями – образованием Тюркских каганатов, господства уйгуров, кыргызским "великодержавием", монгольским завоеванием и т.д. При таком подходе к источнику (один этноним) собственно этническая история теряется (не выделяются отдельные этнические группы, отсутствует механизм этнического процесса и пр.).

К проблеме происхождения хакасов обращались специалисты других областей. Антропологии хакасов посвятил основные работы академик В.П. Алексеев . Его исследования достаточно аргументированы, однако материалы относятся к кыргызским киштымам. Поэтому выводы не могут быть использованы для решения кардинального вопроса, ибо обряд трупосожжения кыргызов лишает нас такой возможности. Антропологические материалы не отражают этнического ядра средневекового населения Хакасии.

Советскими учеными делались попытки выяснить археологические истоки отдельных видов культуры хакасов. Однако до сих пор в Хакасии погребальные памятники монгольского времени остаются неизвестными. Некоторые элементы более ранних археологических культур хотя и сопоставимы, но связать их нет возможности, т.к. каждая такая археолого-этнографическая параллель требует особого доказательства, которое обезоруживается следующим периодом, где нет ни археологических, ни этнографических данных. По всей видимости, указанные источники еще недостаточно изучены.

Несмотря на большое участие различных специалистов, проблема этнической истории хакасов остается не до конца решенной и в наши дни. Дело осложняется еще тем, что до сих пор не разрешен и чрезвычайно актуальный вопрос о степени родства енисейских кыргызов, предполагаемых исторических предков хакасов, и киргизов Тянь-Шаня. В какой степени енисейские кыргызы приняли участие в этнической истории народов Центральной и Средней Азии можно узнать только тогда, когда будут выявлены глубинные истоки этнической истории хакасов.

Современная наука понимает этнические процессы как постоянные изменения во времени характерных черт исторически сложившейся этнической системы. Происходит постоянное взаимодействие различных этнических компонентов, органически дополняющих друг друга в рамках того или иного объединения и конкретной исторической ситуации. "В ходе исторического процесса может значительно измениться этническая территория, а некоторые части этноса - даже отколоться от его основного ядра, может модифицироваться словарный состав языка, его морфологические, синтаксические и другие особенности, а некоторые части этноса вообще могут сменить язык,т.е. подвергнуться языковой ассимиляции, большие перемены могут произойти в материальной и духовной культуре и т.д., но пока у входящих в этнос людей сохраняются те или иные этнические черты и этническое самосознание, этнос продолжает существовать" .

В разные периоды этнический состав отдаленных и ближних предков хакасов, безусловно, менялся, трансформировался, дополнялся и много терял за счет миграций, смешения и контактов с соседними народами.

В этой ситуации, на наш взгляд, наиболее показательным источником, поддающимся в наше время историческому анализу, является комплекс - историческая память народа, наиболее полно отраженная в фольклоре, ономастика, топонимика, язык, а также традиционные элементы этнографической культуры. Эти источники и легли в основу работы. Они собраны в результате опроса многочисленных информаторов более чем за двадцатилетний стаж полевой работы. Большинства наших информаторов уже не осталось в живых, и записи с ними невозможно повторить, что, несомненно, повышает ценность материала. Свидетельства исторического фольклора, при соблюдении критического подхода к нему, выступают важным (иногда единственным) источником для изучения прошлого бесписьменных народов.

Вторая группа источников - это архивные данные из различных архивохранилищ страны. Наибольший интерес представляют материалы фондов Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА) и Ленинградской части Архива Академии наук СССР (ЛЧ ААН СССР), где сосредоточены богатейшие собрания документов по истории Сибири XVII-XVIII вв. В Государственном архиве Хакасской автономной области (ГАХАО) важным источником являются дела бывших хакасских ведомств.

Большое значение для исследуемой темы алеют записи и сведения путешественников и ученых: Д. Мессершмидта, П.С. Палласа, И.Г. Георги, А. Кастрена и многих других, посетивших Хакасию в XVIII-XIX вв. Особого внимания, на наш взгляд, заслушивают материалы обычного права хакасов.

В 1824 г. в Красноярске, по показаниям бегов и знатоков обычаев был составлен проект степных законов. В 1837 г. его вместе с проектами законов бурят, эвенков и якутов объединили в единый "Свод степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири" и издали в I841 г. в Петербурге . Данные материалы впервые вводятся в научный оборот.

Таковы основные источники нашей работы. Представленный источниковедческий комплекс в целом обеспечивает изучение данной темы, хотя степень полноты при освещении отдельных вопросов неодинакова. Исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы, но выделенные в ней этапы формирования хакасов и сопровождающие их историко-культурные процессы, на наш взгляд, наиболее близко освещают чрезвычайно сложную и многообразную по формам своего проявления этническую историю жителей долины Среднего Енисея.

Полукочевое скотоводство — традиционное занятие хакасов. Они содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место занимала охота в тайге, в Саянских горах. Земледелие (ячмень, в меньшей степени - просо и пшеница) было известно и до прихода русских. А с начала XX в. оно становится преобладающей отраслью хозяйства. Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Из промыслов были развиты кузнечное дело, выделка кож, изготовление войлоков, ткачество.

В XX в. в Хакасии бурно развивалась промышленность, многие хакасы освоили нетрадиционные занятия, появились рабочие, интеллигенция.

Круглая юрта (иб), крытая берестой летом и войлоком зимой, - традиционное жилище у скотоводов. Начиная с середины XIX в., с переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни, распространяется стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей. С рубежа XIX-XX вв. стала использоваться русская срубная изба.

Традиционное поселение хакасов (аал) представляло собой 10-15 юрт и несколько хозяйственных построек, поставленных без особой системы. В настоящее время поселки имеют уличную систему и не отличаются от русских сел и деревень.

У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они широко использовали покупные ткани. Мужчины носили широкие рубахи навыпуск, подпоясанные кушаком, женщины - такого же покроя, но длинные, до пят, платья (повседневные - из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шелка). Задний подол платья был длиннее переднего. Использовали яркую цветовую гамму за исключением желтого. Детали платья украшались растительным орнаментом. Подпоясывали платья только вдовы.

Распашные халаты (мужские и женские) шились из сукна (повседневные), из плиса или шелка (праздничные). Зимние овчинные шубы украшались вышитыми растительными орнаментами на спине. Замужние женщины поверх праздничного костюма обязательно надевали безрукавку (сигедек) . Девушки заплетали волосы во множество косичек, замужние женщины - в две косы.

На голове женщины носили платок, повязанный особым образом - со складкой на лбу. Бытовали меховые (мужские и женские) шапки нескольких видов. Из украшений особенно известно пого - нагрудное украшение в форме полумесяца с закругленными краями и вышитым бисером и перламутровыми пуговицами орнаментом, а также накосные украшения-подвески из кораллов.

В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.

Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Готовились супы (крупяные, ячменные) и различные бульоны с мясом. Одним из любимых блюд была и остается кровяная колбаса. Самым распространенным напитком является айран, который готовится из специально закисленного коровьего молока. Из айрана же гнали молочную водку (айран арагазы). Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов. Из дикоросов потреблялись луковицы сараны, кандыка, кедровые орехи, дикий лук, ягоды и др. Лакомством считались большие пельмени с ореховой начинкой.

Хакасы — тюркский народ России, проживающий в Хакасии. Самоназвание — тадарлар. Численность всего 75 тыс. человек. Но последние годы переписи были неутешительными, потому как это число становиться все меньше. В основном хакасы проживают на своих родных землях, Хакасия — 63 тыс. человек. Также есть относительно крупные диаспоры в Туве — 2 тыс. и в Красноярском крае — 5,5 тыс. человек.

Народ Хакасы

Распределение по группам

Хотя это и небольшой народ, но он имеет этнографическое деление и каждая группа представителей будет отличаться своими умениями или традициями. Деление по группам:

  • качинцы (хаас или хааш);
  • кызылцы (хызылы);
  • койбалы (хойбалы);
  • сагайцы (са ай).

Все разговаривают на хакаском языке, который относиться к тюрской группе алтайской семьи. Только 20% всего населения поддерживают русский язык. Встречается местная диалектика:

  • сагайская;
  • шорская;
  • качинская;
  • кызыльская.

Хакасы долго не владели письменностью, поэтому она создана на основе русского языка. Среди хакасов встречаются смешанные компоненты с енисейскими киргизами, котами и аринами, камаминцами и маторами.

Происхождение народа

Хакасы — это минусинские, абоканские или ачинские татары, как их раньше именовали в России. Сам же народ называет себя кадарами. А официально, это потомки древнего поселения Минусинской котловины. Название народа пошло от слова, которым называли китайцы поселение — хягасы. История происхождения такова:

    1. I тысячелетие н.э. На территории Южной Сибири проживали киргизы.
    2. IX век. Создание нового государства — Киргизского каганата на реке Енисей (средняя часть).
    3. XIII век. Набег татаро-монголов и падение каганата.
    4. IX век. После распада Монгольской империи племена создали — Хонгорай. Новообразование послужило появлению хакасского народа.
    5. XVII век. Появление на территории представителей русского народа обернулось войной. После больших потерь территорию отдали по договоренности (Буринский договор).

Характеристика народа

В исторических документах предков и самых хакасов описывали как лютый народ и завоевателями. Они всегда добиваются цели, как бы сложно бы это не было. Они очень выносливые, знают меру и многое могут вынести. Со временем научились уважать другие народности и их достоинства и даже строить какие-либо отношения. Но помимо этого с хакасами очень сложно договориться, они могут резко действовать или принимать решения и редко уступают. Несмотря на эти черты, народ очень дружелюбный и сострадательный.

Религиозное исповедование

Этот народ занимается шаманством. Они считают себя потомками горных духов, поэтому свято верят, что общаются с духами и могут предотвратить что-то плохое, вылечить от тяжких болезней. Лишь небольшая часть население под примусом приняла христианство и была окрещенная. Также внедрился ислам, но его часть также незначительна. Хотя религия и изменилась, но это никак не повлияло на традиции и обычаи хакасов. Они и по сей день могут обращаться к небу и просить дождя или, наоборот, хорошей погоды. Наблюдается жертвоприношение богам, в основном это маленькие ягнятки. А если кто-то болел с близких, то обращались к березе с просьбами и молитвами, чтобы быстро поставить на ноги больного. Выбранная молоденькая березка служила оберегом и на нее навязывали цветные ленты, чтобы ее можно было найти. Сейчас главным шаманом народа является Белая Волчица.

Культура, быт и традиции

На протяжении многих лет хакасы занимались скотоводством, а также собирали орехи, ягоды и грибы. Только кызыльцы занимались охотой. Проживали хакасы в зимнее время в землянках или сооломе, остальное время в юртах. Традиционный напиток из кислого коровьего молока — айрам. Также исторически стали традициоными блюдами угре и хан-сол, то есть кровянка и мясной суп. А вот в одежде предпочтение длинной рубахе или однотонному платью, в основном, оранжевого цвета. Замужние женщины могли одевать вышитый жилет и украшения.

В каждой семье выбирался изых, это жертвоприносящая лошадь богам. Шаманы участвуют в этом обряде и заплетают в гриву цветные ленты, после животное отпускали в степь. Только главный в семье мог прикасаться к лошади или прокатится верхом на ней, а дважды в год, по весне и осенью, нужно лошадь вымыть (молоком), расчесать гриву, хвост и заплесты новые ленты.

Необычная традиция в хакасов, когда юноша, который поймает фламинго, может смело свататься на любой девушке. После того, как птицу поймали, на нее одевали красную рубашку с платком. Дальше жених делал обмен с родителями девушки, отдавал птицу и забирал невесту.

Очень интересная проводилась игра с детьми, когда за вознаграждение детям нужно было назвать имена предков до 7, а то и 12 колена.

Хакасы — уникальный народ, но современный народ объединяет традиции тюркского, русского, китайского и тибетского народа. Все это сложилось исторически и в разные периоды. Но хакасы прекрасно ладят с природой, ценят дары природы (и величают за это богов). Они свято верят в свои силы и это помогает им в быту. А детей с малку приучают уважать ближнего и как поступать со старшими от себя.

Происхождение хакасов по данным этнонимики.

// Историческая этнография: традиции и современность. / Проблемы археологии и этнографии. Вып. II. Л.: 1983. С. 68-73.

Вопрос о происхождении хакасского народа, несмотря на ряд крупных работ по этой проблеме, до сих пор остаётся открытым. В данной статье предпринята попытка проследить сложение хакасских племенных групп и родов по данным этнонимики, почёрпнутым из хакасских народных преданий, записанных в различных районах современной Хакасии.

Вплоть до Великой Октябрьской революции патриархально-феодальное общество хакасов сохраняло родовые пережитки, одним из которых являлась память людей о своей принадлежности к определённому роду (сеоку). Такое положение поддерживалось шаманскими культами, семейно-брачными отношениями и царской административной системой, созданной для управления народами Сибири. В XIX в. хакасский народ состоял из следующих племенных групп: качинцы (хаас), Койбалы (хойбал), кызыльцы (хызыл), сагайцы (сагай), бельтиры (пилтир) и бирюсинцы (пÿрÿс), которые разделялись более чем на 150 сеоков.

По хакасским легендам, все этнические группы происходят от родных братьев и поэтому считаются принадлежащими одному народу. Общим их прародителем многие легенды называют Пÿрÿса. Пÿрÿс принадлежал к народу хыргыс, погибшему во время всемирного потопа. Вместе с женой Пÿрÿс спасся на плоту и затем пристал к вершине горы, названной впоследствии в честь него «Пÿрÿс тасхыл» (по-русски - Борус). До последнего времени Пÿрÿс тасхыл почитался у всех хакасских племенных групп как священная гора.

Судя по письменным источникам, вероятно, уже в начале XIX в. хакасские племенные группы представляли собой народность с единым бытовым укладом, языком, культурой и общим этническим самоназванием «тадар», сохраняющимся в разговорном языке до сих пор. Термин «тадар» не является историческим именем хакасов. По свидетельствам народных преданий и данным других источников (топонимика, шаманские тексты и т.д.), слово «тадар» существует недавно и появилось под непосредственным влиянием русских, которые до Октябрьской революции именовали хакасов татарами (минусинскими татарами).

Средневековые восточные письменные источники, а также русские документы XVII в. называли население Хакасско-Минусинской котловины киргизами. Хакасский исторический фольклор также называет в качестве исконного населения долины Среднего Енисея народ «хыргыс». Хакасы до сих пор именуют средневековые погребения «киргизскими могилами». В средневековых источниках VI-X вв. этноним «хыргыс» передавался формой «хягасы». При национальном самоопределении последний был принят за основу этнического имени хакасов. Однако при углублённом исследовании хакасского исторического фольклора выяснилось, что до вхождения в состав России хакасы носили назва-

ние «Хоорай» или «Хоорий». Название «Хоорай» сохранилось и в письменных источниках. Например, на карте Страленберга долина р. Абакан и горный хребет Западных Саян обозначены как территория «Хонхорай». В 1708 г. монгольские документы отмечали: «И тот Хонгороя... киргиз, урянхай, маторы, их кочевья». Когда в 1707 г. был построен Абаканский острог, то монгольские князья заявляли, что «на урочище Хонгороя русские люди поставили город».

Ещё в прошлом веке алтайцы и тувинцы называли хакасов и Хакасию «Хоорай», «Конграй» или «Хонру». Бывшие северные соседи кетоязычные котты и самоедоязычные камасинцы называли соприкасавшихся с ними койбалов «конграйчиен» и «Хоорай». Не случайно в середине XIX в. известный учёный и путешественник А. Кастрен отмечал, что именем «Конгорай» обозначаются «вообще все татары (т.е. хакасы. - В.Б. ), платящие дань в Красноярск».

Происхождение народа «Хоорай» хакасский фольклор непосредственно связывает с кыргызами: «От девяти братьев кыргызов вырос девятитысячный объединённый народ Хоорай». О том, что девятитысячный народ «Хоорай» имеет непосредственную генетическую связь с кыргызами раннего средневековья, свидетельствуют письменные источники: «С приходом к власти династии Юань этот народ (цзилицзисы) разделили и создали девять тысяч дворов», т.е. завоевав кыргызов, монголы создали из населения их страны один тумен (тумен Хоорай), который мог выставить девять тысяч воинов. Это административное деление и донесли до нас хакасские исторические предания.

Судя по легендам, впоследствии народ «Хоорай» был захвачен ойратами и уведён в плен в страну Ах Моол (Белая Монголия) или Тöрбет (Северо-Западная Монголия). По другой версии они ушли в Тургайскую степь. Оставшаяся небольшая часть народа «Хоорай», как объясняют предания, вошла в состав формирующейся хакасской народности. В настоящее время в разговорном языке слово «Хоорай» потеряло своё конкретное значение и обозначает просто «народные массы». Однако в исторических преданиях и традиционном языке шаманских текстов до последнего времени хакасский народ именовался «Хоорай».

Центральной племенной группой современных хакасов являлись качинцы - хаас . В XIX в. они занимали степную часть Хакасии от р. Абакан до р. Чулым. В XVIII в. территория их проживания доходила до г. Красноярска. Среди качинцев широко бытовала легенда о том, что земли по р. Кача являются их прародиной, причём согласно некоторым преданиям район р. Качи и Среднего Енисея назывался в прошлом «Хоорай». По кызыльским и сагайским легендам, все качинцы пришли из Монголии. Считается, что это потомки народа страны Тöрбет (то есть дербеты), подаренные Моол-ханом в качестве приданого дочери, которая вышла замуж за хакасского князя. Решить этот вопрос позволяют данные этнонимики.

Основное ядро (около 90% фамилий) качинцев составляли следующие сеоки: хасха (Шалошин), хыргыс (Тубинский), пÿрÿт (Татаров), соххы (Кубанов) и ызыр (Мунгатов). Остановимся на некоторых из

них. Согласно части легенд, прародина сеока пÿрÿт находится в стране Тöрбет. По А.В. Адрианову, сеок пÿрÿт , имеющийся также среди сагайцев и кызыльцев, считается потомком моола (т.е. монголов), пришедшего из Сойотии и рассеявшего кыргызов. Не исключено, что пÿрÿт - это вернувшаяся из Джунгарского плена часть кыргызов, принявшая на себя ойратское название «Бурут». Именно так именовали ойраты киргизов. Сеок соххы , по преданиям, произошёл от легендарной девушки Паян хыс и родоначальника сеока пÿрÿт Ир Тохчына и таким образом генетически близок сеоку пÿрÿт . Паян хыс жила в Июсских степях на речке Соххы Чул, что говорит о топонимическом происхождении этого этнонима. Сеоки ойрат хасха и ойрат хыргыс , вероятно, являются осколками джунгаров, которые самими хакасами считаются потомками кыргызов, женившихся на ойратских девушках. Особо следует отмстить сеок талчан (тайчан ), который получил своё название от имени прародительницы рода хасха Талчан иней. По записям Е.К. Яковлева Тадзян был легендарным богатырем, который привел аринцев с р. Качи на территорию Хакасии, исходя из чего можно предположить арийское происхождение сеока талчан . В начале XIX в. в состав качинцев вошли также отдельные роды бывших Аринской и Яринской землиц, по число их было незначительно.

Койбалы признаются исследователями потомками населения Тубинской землицы XVII в. Название этой группы, видимо, произошло от имени моторского князька Койбала и в дальнейшем было официально закреплено за его улусом русской администрацией. Вплоть до середины XIX в. Койбалы сохраняли своё древнее самоназвание туба , под которым они были известны также у сагайцев и кызыльцев. Всего в составе койбалов насчитывалось 26 сеоков. Объединяющим, по всей видимости, был сеок туба . Поскольку он входил также в состав качинского рода хыргыс (официальное название - Тубинский), их можно считать частью кыргызов. Такое предположение подтверждают русские документы XVII в.: «А на Тубе-реке живут киргизы, словут тубинцы». Сами кыргызы также утверждали, что «тубинские-де и маторские люди с ними одни люди и род и племя». Не случайно северные соседи именовали койбалов «Хоорай», т.е. общим именем средневековой Хакасии.

Племенная группа Сагай объединяла 19 сеоков, которые считались осколками древних родов. Судя по народным преданиям, сагайцы вместе с кызыльцами - это потомки Хоран пига, который был главой девятитысячного тумена «Хоорай». Этническим ядром сагайцев являлся сеок сагай , вокруг которого группировались другие роды. Осколком древнего племени был сеок сарыглар , т.е. «жёлтые». Прародиной их является гора Саартаг, от которой, как будто они и получили своё название. По преданию сарыглар вместе с киргизами были уведены отсюда ойратами. Остатки их вошли в состав сагайцев (10 фамилий), бельтиров (4 фамилии) и качинцев (1 фамилия). Другой древний сеок - ичеге уходил в Туву и затем вернулся обратно. Интересно было бы сопоставить это название с именем средневекового народа - чики, жившего во второй половине I тыс. н.э. в долине р. Кемчик в Туве. Другой сеок - кочигес или келегес - можно сопоставить с «кучюнгута-

ми» XVII в., которые обитали в Саянах. К племенной группе Сагай, примыкает и сеок том (Казановский род). По историческим преданиям предки группы том , спасаясь от джунгарского разгрома, ушли в верховья р. Томь. В дальнейшем часть их вернулась обратно, и с тех пор они называются по имени этой реки.

Бывшее племя бельтир в в середине XIX в. насчитывало 95 фамилий. Ядро его составлял сеок пилтир , делившийся на ах пилтир , хара пилтир и изен пилтир . Среди исследователей сложилось мнение об их южном, монгольском происхождении. Судя по хакасским легендам, бельтиры относятся к потомкам народа «Хоорай», уведённого отсюда на Алтай и затем вернувшегося из плена обратно. Живя в плену, они смешались с монголами и стали называться хара моол пилтир - «метисы чёрных монголов». Со временем слово кара моол забылось, а пилтир осталось и закрепилось за ними в качестве этнического наименования. Родовой горой бельтиры считали «Хооргыс тасхыл», находящуюся в устье р. Матур, где их предки спасались от джунгаров (долина верхнего Абакана). В числе бельтиров имелся крупный сеок хахпына . Судя по легендам, он произошёл от двух братьев, бежавших в Хакасию из Тувы. Имеются основания сравнить имя хахпына с именем народа Капкапас, который в XIII в. населял истоки р. Енисей. Ещё более заманчивым было бы предположить, что в древности капкапасы были кетоязычными, так как хахпын по-кетски значит «кукушка». В 1822 г. бельтиры вошли в состав административной Сагайской степной думы и объединились в один «бельтирский род», в результате чего самоназвание отдельных групп было потеряно. В настоящее время все бельтиры считают себя сагайцами.

Племенная группа бирюсинцев Пÿрÿс объединяла сеоки харга (Каргинсклй род), кобый (Кивинский), хый (Кийский) и хызыл хая (Кызыльский). Кроме того, судя по данным П.С. Палласа, сюда входил и сеок шop . Данные исторического фольклора подтверждают, что подразделение каргинцев - суг харгазы (Ближне-Каргинский род) является исконно кыргызским родом. В него входили также более мелкие сеоки туран , тилегес , сайын . Роды с такими же названиями имеются и в составе племенной группы Саган. Другая группа каргинцев - таг харгазы (Дальне-Каргинский род) своей прародиной считает долину р. Мрассу, где находилась их родовая гора Харатаг, давшая название рода Харга. Сеок хызыл хая получил своё название от одноимённой горы в верховьях р. Томи, где жили два брата Хызыл хаз и Хобый алас, которые затем спустились по р. Томи и поднялись в верховья Мрассу. Часть сеока хызыл хая осталась жить в устье р. Пызас, а другая часть ушла на территорию Хакасии и поселилась в верховьях рек Таштып и Большая Есь. Потомки их составили кызыльский род Сагайской думы и кызыльский род Кузнецкого округа. По некоторым преданиям сеок хобый получил своё название от имени предка Хобый алас, который был уведён джунгарами в плен, но оттуда бежал, некоторое время жил в устье р. Матур и затем переселился в долину р. Таштып. Часть сеока хобый поселилась по р. Кобырзе и составила кивинский род Кузнецкого округа. С 1822 г. бирюсинцы вошли в Сагайскую степ-

ную думу и также стали именоваться сагайцами. Только Койбалы до сих пор называют бирюсинцев термином пÿрÿс .

Племенная группа кызыльцев получила своё название от рода хызыл - красный, вокруг которого группировались остальные сеоки (всего 14 родов). В XVII в. Кызыльская волость находилась в долине Июсов, т.е. в центральной части киргизской земли. Кызыльский сеок тумат считается осколком народа «Хоорай». Местность, где они жили, до сих пор носит название «Тумат чазызы» - Туматская степь. Их охотничьи угодья располагались в верховьях р. Белый Июс в местности «Тумат сазы» - Туматское болото. У кызыльцев нами отмечен также сеок нарбалар или нарбазан , который по преданию получил своё название от р. Нарба в районе Красноярска. Так как этноним нарбалар существует и в форме нарбазан , можно представить его камасинское происхождение - только у саянских самоедов (которые, кстати, жили и по р. Мана) отмечалось множественное число на «-сан».

Итак, анализируя данные этнонимики, содержащиеся в исторических преданиях и легендах хакасов, можно отметить, что в целом предания и легенды связывают происхождение хакасского этноса с енисейскими кыргызами. Народные предания рисуют следующую картину. Во времена господства монголо-джунгарских ханов древний Кыргызский каганат был разрушен. На его месте был образован тумен кыргызов, находившийся в вассальной зависимости от монголов. В результате дальнейшего социально-экономического развития все племена Хакасско-Минусинской котловины консолидировались под эгидой княжеского племени кыргыз в единую общность с самоназванием «Хоорай». В дальнейшем народ «Хоорай», несмотря па насильственный увод части населения в Джунгарию, явился этническим ядром хакасов. В течение XVIII-XIX вв. в хакасский этнос вошли также незначительные группы выходцев из Джунгарии, Алтая, Тувы, Шории, а также других местностей Присаянского края, которые в целом не повлияли на развитие языка, культуры и экономики коренного населения Хакасии.

Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957; Токарев С.А. Пережитки родовых отношений у хакасов в XIX в. - В кн.: Сибирский этнографический сборник. М., 1952, с. 108-115; Козьмин H.H. Хакасы. Иркутск, 1925; Кызласов Л.Р. К вопросу об этногенезе хакасов. -

Хака́сы (самоназвание тадар) - народ в Российской Федерации, основное население Хакасии (63, 6 тысячи). Всего в Российской Федерации 72, 9 тысяч хакасов (2010). В дореволюционной литературе были известны под общим названием минусинских, абаканских, ачинских татар или тюрков, которые делились на пять родоплеменных групп (качинцы, сагайцы, бельтиры, койбалы и кызыльцы), внутри которых сохранялось деление на роды. Эти группы вошли в состав Русского государства в 17 - начале 18 века. Антропологически хакасы относятся к переходной форме от уральского типа к южносибирскому: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральцев расы, у южных (качинцы) - южносибирского типа.

Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Он подразделяется на четыре диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность (в 1928 на латинице, с 1939 - на кириллице). Хакасский язык считают родным 75% хакасов. В 1876 году было объявлено о переходе хакасов в лоно Русской Православной церкви, но большая часть верующих придерживается традиционных шаманистских верований.

Этнический состав формировался в 17-18 веке на основе смешения енисейских киргизов с тюркскими, самодийскими и кетскими группами. Хотя основная часть киргизов была в 1703 году выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине 18 века киргизы стали основой для формирования народности. По переписи 1897 года насчитывалось 12 тысяч качинцев, 13, 9 тысяч сагайцев, 8 тысяч кызыльцев (основу которых составили группы сибирских татар и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в 16 - начале 17 в.), 4, 8 тысяч бельтиров (потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда их название «устьинцы»). Процесс консолидации, начавшийся в 18 веке, завершился в 20 веке, когда хакасы получили национальную автономию и общее наименование.

Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве занимала охота (главным образом у кызыльцев) в саянской тайге (на кабаргу). Земледелие (основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу 19 века. Осенью таежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.

Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища - нерешетчатая юрта. Традиционная одежда качинцев получила распространение среди всех хакасов. С начала 20 века стали широко использоваться покупные ткани. Вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население полностью перенимало русскую крестьянскую одежду.

Основной пищей служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Как праздничное блюдо популярна кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.

Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались. У хакасов существовал культ «тeсей» - семейных и родовых покровителей. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.