Новый краболов попробовал воду. Первый российский краболов в подробностях Серия теряется в тумане

02.02.2024 Народная медицина

Ловлю крабов называют золотой лихорадкой дальневосточных морей. Камчатский краб водится в холодных Охотском и Беринговом морях и рыбаки, рискуя жизнью, в штормовых условиях, идут на этот промысел, потому что гурманы со всего мира готовы выкладывать большие деньги за белое нежное крабовое мясо. Профессия краболова - одна из самых опасных в мире.

Джилл Периман, капитан судна по ловле крабов: «Некоторые люди завидуют нам, считая, что наша работа - это своего рода развлечение. Они даже не подозревают о непрекращающемся ни на минуту дожде, волнах в три человеческих роста и адском ветре, который сбивает человека с ног. За тридцать лет моей карьеры не было ни одного случая, чтобы рыбаки спустились на берег целыми и невредимыми. В одну из путин мое судно потеряло четверых ребят, - продолжает Периман. - Их так и не нашли, потому что они затонули на расстоянии 150 - 200 миль от берега. Морские хищники обглодали их тела за несколько часов».
Самая распространенная причина смерти среди рыбаков - падение за борт. Даже если человек - суперпловец, он не в силах справиться с гигантскими волнами.


Несмотря на то, что заработок рыбаков на Аляске достигает $100 тысяч в год, желающих заниматься ловлей не так уж и много. «Наша работа напоминает катание на американских горках, - говорит рыбак Нил Де Бари. - Первые двадцать минут вы получаете удовольствие, а потом хотите оттуда поскорее сбежать. Настоящая рыбалка - это трое суток на американских горках без минутного перерыва». Смерть для профессиональных рыбаков уже давно превратилась в обыденность. По риску труд этих специалистов сравним лишь с деятельностью военных в горячих точках.

Краб - ценный биологический ресурс. В промышленных масштабах его улов квотируется, а все моря разбиты на различные промысловые зоны, географически четко ограниченные. Ученые постоянно мониторят процент самок, рост молодняка, состояние кормовой базы и так далее. Если возникает угроза популяции, то вылов краба принудительно ограничивается. Долгое время королевский краб был практически запрещен к вылову в Охотском море из-за варварской добычи в конце 90-х. В те годы браконьерство (своих, и чужих) процветало на Дальнем Востоке. В конце концов дальневосточную промысловую зону закрыли, понимая, что просто физически не могут контролировать этот процесс. Сейчас добыча вновь возобновлена. Все решения о разрешенном объеме лова в России принимает Минсельхоз (Росрыболовство), поскольку ловля краба - та же рыбалка, а рыбалка - это сельское хозяйство.

Камчатский краб - один из самых крупных представителей крабоидов Дальнего Востока. Его вес колеблется от 3 до 5 кг (самые крупные пойманные самка и самец весили 5,25 и 12 кг, соответственно. При этом длина ног самца достигала 1,5 м). Сезон ловли камчатского краба начинается в октябре, но из-за биологических особенностей этого вида ракообразных и потребностей рынка рыбакам часто приходится ждать начала лова до января. Корабли-краболовы выходят в море с лицензией и списком районов возможной добычи. Этим промышленный промысел отличается от берегового, который разрешен рыбакам для собственного потребления так же, как рыбалка.

Размер судна для ловли крабов может составлять от 17,5 до 50 м в длину (большинство из них - длиной в 36,5 м). Бортовую команду составляют капитан и 3-9 матросов. Капитан отвечает за все и за улов в том числе. Но ловят крабов матросы, переработкой руководят технологи, а координирует процесс боцман. На судне происходит и основная часть обработки краба. Конечности отделяются от карапакса (спинной части панциря), очищаются, промываются, варятся, охлаждаются, замораживаются и фасуются в крупные коробы.

Крабы отлавливаются с помощью 400-килограммовых металлических ловушек, в качестве приманки используется селедка, сардины или треска. На небольших краболовных судах число ловушек не превышает 40 штук, но на некоторых больших кораблях-краболовах их количество достигает до 250. Ловля крабов совершается на дне, на глубине 120 м.

Крабов невозможно найти с помощью радара, их миграция каждый год совершается по разным маршрутам. Поэтому при ловле крабов капитан может полагаться только на собственную интуицию и опыт. Выходя в район промысла, крабов ловят, пока судно не будет полностью заполнено. Обычно это может занять три дня. При плохой ловле может затянуться на восемь или девять дней.

На самом деле способов ловли крабов немного. Один из них, это когда ловушка устанавливается на сбрасывающий поддон. Внутри нее подвешивается наживка, ловушку закрывают и сбрасывают в море. К ловушке прикреплен трос с буем. Клети выставляются на площади до 100 кв. километров в так называемый порядок, из нескольких десятков.
Еще одним способом ловли крабов является радиолов. Несколько судов объединяются в альянс и расходятся в разные точки, выставляя порядки ловушек. Затем капитаны передают друг другу по радиостанции необходимые данные о разведке краба, с использованием кодовых слов, не называя наименований судов и координат.

Через некоторое время краболовы поднимают ловушки. Для этого члены команды забрасывают якорь-кошку с прикрепленным к нему тросом в направлении буя, плавающего на поверхности моря. К бую прикреплена ловушка, которая находится в свободном плавании. Зацепив трос якорем, буй подтягивается к подъемному устройству. На барабан накидывается трос, который наматываясь, поднимает ловушку. Затем ловушка опускается на поддон, куда и выбирается улов.

Рыбакам разрешено вылавливать только взрослых самцов крабов. Молодых крабов и самок следует отпускать обратно в море. Взрослые самцы крабов редко живут рядом с самками, даже если места их обитания совпадают.


Если краб умрет в судовом хранилище, токсины, которые выделяются из его тела после смерти, могут отравить других крабов. Один мертвый краб может стать причиной потери всего улова. Причинами гибели крабов могут быть пресная, теплая или загрязненная вода. При этом, находясь в стоячей воде, краб гибнет быстрее, чем если бы он оставался на поверхности без воды вообще.


Из трюмов судна крабы выгружаются на промысловые плавбазы или на принимающие краба рыбозаводы на берегу. Открываются люки, и в трюмы спускаются клети. Между такой клетью и крюком крана — весы. Клеть заполняется вручную и взвешивается при подъеме. Подсчет ведется и командой судна, и работниками завода. Затем камчатский краб попадает на конвейер производственной линии. Шипастых гигантов распластывают на ленте, фиксируя конечности металлическими зажимами. Лента едет к ножам. Жизнь краба здесь заканчивается.

В сезон лова в море рыбаки находятся в условиях минусовой температуры, ветра, достигающего 100 км/ч, и штормов с волнами высотой с 4-этажное здание. При этом спать им удается лишь по три-четыре часа в сутки.

Вдобавок к кошмарной погоде ежеминутно на судно обрушивается тысячи литров воды, которая моментально застывает, как только касается борта. Чтобы судно не опрокинулось, матросам приходится приостанавливать ловлю и аккуратно очищать лед с палубы. В таких условиях нередко моряки страдают от переохлаждения, что сопровождается ознобом, нарушениями координации, невнятной речью и ослаблением внимания.

Кстати, высокие цены на крабовые конечности в мире обусловлены не их экзотичностью, а слишком трудоемким процессом ловли.

На канале Discovery идет реалити-шоу «

Головное краболовное судно-процессор проекта ST184 строится по заказу ЗАО «Арктиксервиса» (город Мурманск) на судостроительном заводе Tersan Shipyard Inc. (Ялова, Турция).

Проектная документация судна в постройке разработана компанией Skipsteknisk и Морским Инженерным Бюро.

Основное назначение судна: установки клеток-ловушек для ловли крабов различных размеров и производство замороженной в море продукции, с обработкой улова непосредственно на борту судна. Обеспечивается возможность ловли крабов на глубинах от 20 до 400 метров.

Основные виды добываемого краба - камчатский краб и краб опилио (снежный краб), а также другие разновидности краба.

После обработки и заморозки хранение улова обеспечивается в морозильном трюме вместимостью около 1150 кубометров.

Судно имеет следующие характеристики: Длина габаритная около 61,9 метра, ширина 15,0 метров, высота борта до главной палубы 9,25 метра. Проектная скорость судна 11 узлов обеспечивается одним главным двигателем мощностью 2555 кВт, работающим на ВРШ.

Класс Российского Морского Регистра Судоходства - KM Ice3 AUT1 (REF) Fishing Vessel.

Предполагаемые районы эксплуатации судна - Северная Атлантика, Баренцево море, Норвежское море, Гренландское море.

Управляемость обеспечивается одним рулем с закрылком.

Для улучшения управляемости на малых ходах предусмотрено носовое подруливающее устройство мощностью 600 кВт и кормовое подруливающее устройство мощностью 465 кВт.

Работа судовой электростанции обеспечивается двумя дизель-генераторами мощностью 940 кВт и 360 кВт, а также валогенератором мощностью 1700 кВт. Кроме того, предусмотрен АДГ мощностью 122 кВт.

Корпус и надстройка судна стальные, рулевая рубка - из алюминиевого сплава. Для обеспечения коррозионной защиты, помимо лакокрасочных материалов, предусматривается катодная защита подводной части корпуса, а также напыление цинком наружных поверхностей конструкций, подверженных воздействию агрессивной среды.

Для работы с крабовыми ловушками предусмотрен специальный кран в кормовой части судна грузоподъемностью 1,5 тонны при вылете за борт 4,7 метра.

Для погрузочных работ имеются два кормовых крана грузоподъемностью 3 тонны при вылете 10 метров, а также кран в носовой части судна грузоподъемностью 1 тонна при вылете 8 метров.

Крабоперерабатывающий комплекс обеспечивает принятие сырой продукции в рабочую зону, ручную сортировку, приготовление, замораживание и хранение краба. Производительность по переработке сырья составляет 30 т/сутки для снежного краба и 60 т/сутки для камчатского краба. Производительность по готовой замороженной продукции составляет 20 т/сутки для снежного краба и 40 т/сутки для камчатского краба.

Проживание 38-ти членов экипажа обеспечивается в комфортабельных одно- и двухместных каютах, на судне предусмотрена кают-компания с отдельной зоной самообслуживания, а также все необходимые медицинские, санитарно-бытовые и санитарно-гигиенические помещения, в соответствии требованиями Санитарных правил для судов промыслового флота. Кроме того, на судне предусмотрен спортивный комплекс в составе тренажерного зала и сауны.

Также для обеспечения комфортных условий экипажу при неполной загрузке судна предусмотрен успокоитель качки пассивного типа. В качестве жидкости в системе успокоения качки используется дизельное топливо.

Судно укомплектовано радио и навигационным оборудованием в соответствии с классом судна и предполагаемым районом плавания.

Головное краболовное судно-процессор «Зенит» проекта ST184 (строительный номер 1083): 24 июля 2018 года состоялась церемония резки металла. 25 сентября состоялась церемония киля. 13 марта 2019 года состоялась спуска на воду.

Финансирование клиентов Damen предлагает широкий спектр вариантов финансирования. Они доступны для любого типа судна, оборудования или связанных с ними услуг, в том числе готовых комплектов, поставляемых судостроительным отделом технического сотрудничества Damen.

Финансирование клиентов Damen возможно не только для частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса, мы также сотрудничаем с государственными органами, такими как береговая охрана, полиция и портовые власти. Damen поддерживает отношения со всеми нидерландскими коммерческими банками, а также с многочисленными банками за рубежом. Являясь крупным клиентом голландского экспортного кредитного агентства, Atradius, Damen имеет большой опыт в организации экспортных кредитов со страхованием экспортных объектов кредитования.

Услуги по доставке судов


Услуги Damen по доставке судов гарантируют, что наши клиенты получат свои суда безопасно и готовыми к работе. Мы предлагаем полностью позаботиться о всех логистических услугах через нашу всемирную сеть сервисной поддержки. Наши услуги включают в себя поставку судов своим ходом, перевозку на судах для сверхтяжелых грузов, буксировку и полупогружную транспортировку.

В качестве международного судостроителя Damen обладает обширными знаниями каждого судна и транспортных договоров и условий, мы имеем многолетний опыт работы по доставке в отдаленные и труднодоступные пункты назначения. Если говорить кратко, то наши клиенты выигрывают от наших надежных и конкурентоспособных судоходных решений.

Сервисы по доставке запасных частей


Сервисы Damen по доставке запасных частей предлагают конкурентоспособные цены, эффективную и экономически выгодную доставку и быстрое время реагирования. С нашим многолетним опытом мы сформировали сильную покупную способность и обширную сеть поставщиков. За счет расширения нашей сети глобальных центров обслуживания, имеем возможность сократить время реагирования. Наша служба выходит за рамки быстрой доставки запчастей; мы также предлагаем решения по допоставке, сохраняя запчасти на складе еще до того, как они Вам понадобятся.

Чтобы свести к минимуму эксплуатационные расходы и повысить производительность судов, важно иметь правильные запасные части. Наша система компьютеризированного управления техническим обслуживанием (CMMS) позволяет полностью автоматизировать пополнение запасов на складе.

Онлайн магазин запчастей

Для того, чтобы поддержать наших клиентов в режиме 24/7, Damen создала интернет-магазин запасных частей на нашем сервисном портале www.damenservices.com . Здесь Вы можете сделать заказ прямо из нашего интернет-каталога запчастей. Наш комплект поставки не ограничен только судами Damen, а также ни самим каталогом. Если необходимые Вам детали не доступны онлайн, мы предлагаем Вам подать онлайн-заявки. Ваш сервисный менеджер с удовольствием предоставит требуемый компонент. С Damen в качестве партнера, Вы можете испытать преимущества комплексного обслуживания.

Перепродажа Damen


Damen является уникальной, предлагая привлекательные гарантии по выкупу стандартных судов из нашего ассортимента продуктов у клиентов или финансирующих банков. Мы знаем, что Damen качество означает, что наши суда имеют премиум стоимость перепродажи. Известно, что суда купленные 20 лет назад, продавались по той же цене, что и два десятилетия спустя.

Damen рада выкупить суда или помочь клиентам продать их при покупке нового судна. Наша команда также предлагает брокерские услуги, будь то суда Damen или других судостроителей, и мы можем помочь клиентам, которые ищут суда для чартера.

Как работают американские краболовы

Ловлю крабов называют золотой лихорадкой дальневосточных морей. Камчатский краб водится в холодных Охотском и Беринговом морях и рыбаки, рискуя жизнью, в штормовых условиях, идут на этот промысел, потому что гурманы со всего мира готовы выкладывать большие деньги за белое нежное крабовое мясо. Профессия краболова - одна из самых опасных в мире.


Джилл Периман, капитан судна по ловле крабов: «Некоторые люди завидуют нам, считая, что наша работа - это своего рода развлечение. Они даже не подозревают о непрекращающемся ни на минуту дожде, волнах в три человеческих роста и адском ветре, который сбивает человека с ног. За тридцать лет моей карьеры не было ни одного случая, чтобы рыбаки спустились на берег целыми и невредимыми. В одну из путин мое судно потеряло четверых ребят, - продолжает Периман. - Их так и не нашли, потому что они затонули на расстоянии 150 - 200 миль от берега. Морские хищники обглодали их тела за несколько часов».

Самая распространенная причина смерти среди рыбаков - падение за борт. Даже если человек - суперпловец, он не в силах справиться с гигантскими волнами.

Несмотря на то, что заработок рыбаков на Аляске достигает $100 тысяч в год, желающих заниматься ловлей не так уж и много. «Наша работа напоминает катание на американских горках, - говорит рыбак Нил Де Бари. - Первые двадцать минут вы получаете удовольствие, а потом хотите оттуда поскорее сбежать. Настоящая рыбалка - это трое суток на американских горках без минутного перерыва». Смерть для профессиональных рыбаков уже давно превратилась в обыденность. По риску труд этих специалистов сравним лишь с деятельностью военных в горячих точках.

Краб - ценный биологический ресурс. В промышленных масштабах его улов квотируется, а все моря разбиты на различные промысловые зоны, географически четко ограниченные. Ученые постоянно мониторят процент самок, рост молодняка, состояние кормовой базы и так далее. Если возникает угроза популяции, то вылов краба принудительно ограничивается. Долгое время королевский краб был практически запрещен к вылову в Охотском море из-за варварской добычи в конце 90-х. В те годы браконьерство (своих, и чужих) процветало на Дальнем Востоке. В конце концов дальневосточную промысловую зону закрыли, понимая, что просто физически не могут контролировать этот процесс. Сейчас добыча вновь возобновлена. Все решения о разрешенном объеме лова в России принимает Минсельхоз (Росрыболовство), поскольку ловля краба - та же рыбалка, а рыбалка - это сельское хозяйство.

Камчатский краб - один из самых крупных представителей крабоидов Дальнего Востока. Его вес колеблется от 3 до 5 кг (самые крупные пойманные самка и самец весили 5,25 и 12 кг, соответственно. При этом длина ног самца достигала 1,5 м). Сезон ловли камчатского краба начинается в октябре, но из-за биологических особенностей этого вида ракообразных и потребностей рынка рыбакам часто приходится ждать начала лова до января. Корабли-краболовы выходят в море с лицензией и списком районов возможной добычи. Этим промышленный промысел отличается от берегового, который разрешен рыбакам для собственного потребления так же, как рыбалка.

Размер судна для ловли крабов может составлять от 17,5 до 50 м в длину (большинство из них - длиной в 36,5 м). Бортовую команду составляют капитан и 3-9 матросов. Капитан отвечает за все и за улов в том числе. Но ловят крабов матросы, переработкой руководят технологи, а координирует процесс боцман. На судне происходит и основная часть обработки краба. Конечности отделяются от карапакса (спинной части панциря), очищаются, промываются, варятся, охлаждаются, замораживаются и фасуются в крупные коробы.

Крабы отлавливаются с помощью 400-килограммовых металлических ловушек, в качестве приманки используется селедка, сардины или треска. На небольших краболовных судах число ловушек не превышает 40 штук, но на некоторых больших кораблях-краболовах их количество достигает до 250. Ловля крабов совершается на дне, на глубине 120 м.
Крабов невозможно найти с помощью радара, их миграция каждый год совершается по разным маршрутам. Поэтому при ловле крабов капитан может полагаться только на собственную интуицию и опыт. Выходя в район промысла, крабов ловят, пока судно не будет полностью заполнено. Обычно это может занять три дня. При плохой ловле может затянуться на восемь или девять дней.

На самом деле способов ловли крабов немного. Один из них, это когда ловушка устанавливается на сбрасывающий поддон. Внутри нее подвешивается наживка, ловушку закрывают и сбрасывают в море. К ловушке прикреплен трос с буем. Клети выставляются на площади до 100 кв. километров в так называемый порядок, из нескольких десятков.
Еще одним способом ловли крабов является радиолов. Несколько судов объединяются в альянс и расходятся в разные точки, выставляя порядки ловушек. Затем капитаны передают друг другу по радиостанции необходимые данные о разведке краба, с использованием кодовых слов, не называя наименований судов и координат.

Через некоторое время краболовы поднимают ловушки. Для этого члены команды забрасывают якорь-кошку с прикрепленным к нему тросом в направлении буя, плавающего на поверхности моря. К бую прикреплена ловушка, которая находится в свободном плавании. Зацепив трос якорем, буй подтягивается к подъемному устройству. На барабан накидывается трос, который наматываясь, поднимает ловушку. Затем ловушка опускается на поддон, куда и выбирается улов.

Рыбакам разрешено вылавливать только взрослых самцов крабов. Молодых крабов и самок следует отпускать обратно в море. Взрослые самцы крабов редко живут рядом с самками, даже если места их обитания совпадают.

Если краб умрет в судовом хранилище, токсины, которые выделяются из его тела после смерти, могут отравить других крабов. Один мертвый краб может стать причиной потери всего улова. Причинами гибели крабов могут быть пресная, теплая или загрязненная вода. При этом, находясь в стоячей воде, краб гибнет быстрее, чем если бы он оставался на поверхности без воды вообще.

Не менее важной задачей является доставка крабов в живом виде на перерабатывающий завод, который выходит в море навстречу краболовной флотилии. Крабов отгружают несколько представителей крабопереработчика, погружая их в корзину, вмещающую около 1 тонны крабов. Вручную они заполняют такие корзины одну за другой и отправляют на борт переработчика.

После подъема последней ловушки подбиваются итоги. Одно судно может заработать за сезон около 180 тыс. долларов, но для некоторых рыболовных судов привыкшим к солидным заработкам сезон может оказаться неудачным. Удачный улов крабов считается при поимке около 400 крабов в одной ловушке, так краболовы зарабатывают по 1000 долларов за одни подъем.
В сезон лова в море рыбаки находятся в условиях минусовой температуры, ветра, достигающего 100 км/ч, и штормов с волнами высотой с 4-этажное здание. При этом спать им удается лишь по три-четыре часа в сутки.
Вдобавок к кошмарной погоде ежеминутно на судно обрушивается тысячи литров воды, которая моментально застывает, как только касается борта. Чтобы судно не опрокинулось, матросам приходится приостанавливать ловлю и аккуратно очищать лед с палубы. В таких условиях нередко моряки страдают от переохлаждения, что сопровождается ознобом, нарушениями координации, невнятной речью и ослаблением внимания.

При улове крабов с 35 тонн каждый палубный матрос получит по 16 тыс. долларов США. Крабы, ради которых люди рисковали своими жизнями, перерабатываются и попадают на обеденный стол в различных странах мира. Но лишь немногие из тех, кто будет наслаждаться вкусом камчатского краба, узнают о суровой борьбе, в которую вступают несколько отважных людей, чтобы доставить им это лакомство.

Королевский краб или красный краб стоит 11 долларов США за 1 кг. Квота составляет 7000 тонн, то есть весь улов будет стоить 70 миллионов долларов. Крабы опилио и снежные крабы уходят по цене 4 доллара за 1 кг, на кону улова 36 миллионов долларов с

Судостроительный завод "Пелла" в 2018 году поставит два специализированных судна для ловли крабов заказчику из Владивостока. Заказ позволит заводу расширить компетенции и освоить нишу судов для добычи ресурсов, что актуально на фоне планов федеральных властей год от года снижать расходы на "оборонку", в том числе на военные корабли. Сегодня значительную часть портфеля "Пеллы" составляют малые ракетные корабли 22800. Современные краболовные суда в России еще не строились. Один краболов обойдется приморскому заказчику не более чем в €20 млн.

"Пелла" продолжает диверсифицировать портфель своих заказов, наращивая число промысловых судов в производственной программе. После достройки и передачи новому заказчику из Норвегии рыбопромыслового судна по проекту PL-475 (подробнее "Ъ" от 15.11.2016), завод начал строительство специализированного судна для ловли крабов. Заказчиком выступило владивостокское ООО "Антей", по данным "Ъ", уже передавшее заводу аванс. Предполагается, что частный завод, специализирующийся на буксирах, а год назад начавший строительство малых ракетных кораблей по проекту 22800 "Каракурт", построит два краболова для заказчика из Приморья.

Ориентировочно первое судно будет передано "Антею" в 2018 году. Завод начал работы по формированию корпуса головного корабля. Для строительства будет проведена адаптация шотландского проекта PL-475, по которому завод уже построил ярусолов для крупного норвежского судовладельца Keltic AS (судно продано в конце текущего года, и, по информации "Ъ", норвежцы собираются заказать на "Пелле" еще несколько аналогичных). Проектные работы по адаптации проводит КБ "Восток", входящее в состав петербургского Центра технологий судостроения и судоремонта (ЦТСС), проект получит название 03070.

Собственник краболовных судов не получит инвестиционных квот под вылов рыбы. Квоты (разрешение на вылов биоресурсов в определенном объеме. — "Ъ"), говорят собеседники "Ъ" в судостроительной отрасли, будут перераспределяться в 2019 году. Преимущества получат компании, построившие прибрежные заводы по переработке рыбы или рыболовные суда на российских верфях. В частности, на них будут претендовать Архангельский траловый флот и "Норд Пилигрим", заказавшие рыболовные суда ST-116XL и ST-116 на Выборгском судостроительном заводе. Но на более простые в исполнении краболовы квоты, по решению правительства, не распространяются. Впрочем, они "Антею" и не нужны: по данным "Ъ", у судовладельца подписан договор с японскими компаниями, по которому приморская структура каждый месяц будет отгружать своему зарубежному контрагенту по 60 тонн крабов.

Длина судов проекта 03070 составит 57 м, автономность их плаванья по окончании строительства должна достигать 30 суток. Объем цистерн под хранение выловленных крабов составит 500 кубометров. Большую часть судна займут помещения для членов команды: производственный отсек с цистернами под крабов будет расположен в носовой части судна и займет не более четвертой части всего корабля.

Краболовы востребованы добывающими биоресурсы компаниями, работающими в Баренцевом море и на Дальнем Востоке. При этом строительство аналогичного судна в Китае, отмечают собеседники "Ъ", обойдется заказчику в сопоставимую или меньшую сумму. На "Пелле" не раскрыли стоимость одного краболова, сославшись на незавершенный процесс согласования с заказчиком. Судостроители полагают, что один краболов стоит не более €20 млн. Для сравнения, ярусолов, переданный в конце года норвежскому Keltic AS, оценивался в €20-25 млн.

Стареющий рыболовный флот российских судовладельцев требует обновления, но из-за конкуренции со стороны судостроителей из КНР и отсутствия поощрения в виде инвестиционных квот в ближайшее время масштабного строительства краболовов на российских верфях не предвидится.

С другой стороны, в пользу российских верфей может сыграть льготное кредитование: по словам собеседников "Ъ", в правительстве собираются внедрить механизм, который позволит заказчикам брать рублевые кредиты под строительство судов по ставке 6% годовых. Сегодня рублевый кредит под постройку судна обходится заемщику в 12-13% годовых. "Ставка в 11% годовых — мечта для заемщика. Ставка по долларовому кредиту равна 6-6,5% годовых, занять у банка в евро можно под 3,5-4%", — на условиях анонимности рассказал один из судовладельцев Северо-Запада.