Устюг галерея троицкого собора старинные камни пола. Гледен. троице – гледенский мужской монастырь. Гледенский мужской монастырь
Гледенский Троицкий мужской монастырь.
С 1912 года Гледенский Троицкий женский монастырь.
Описание Зверинского В.В. №162
«Гледенский Троицкий или на Глядене, мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому монастырю, Вологодской губернии Устюгского уезда, в четырех с половиной верстах к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рек Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в 12 столетии праведником Иоанном ещё в то время, года самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае он уже существовал в начале 13 столетия, когда в нем принял иночество преподобный Киприан, основатель Архангельского монастыря в Устюге. По штатам 1764 года положен в 3 классе, но в 1841 году приписан к Архангельскому Устюжскому монастырю».
Описание Зверинского В.В. № 1615
«Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове Вологодской губернии Устюгского уезда в четырех с половиной верстах от Устюга и в полверсте от Гледенского монастыря. Построен на месте рождения (История Российской иерархии) или на месте погребения (Словарь исторический о святых) Устюжского юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 году 29 мая, в каковый день и чтится его память. Церковь состояла приписною к Гледенскому монастырю».
Уточнения и дополнения к описаниям
Местоположение
Гледенский Троицкий монастырь находился на правом берегу Сухоны на высокой горе Гледен.
Ныне – деревня Морозовица Великоустюжского района Вологодской области.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Гледенского монастыря показано на листе карты № 38, шифр 37-5.
Гледенский мужской монастырь
Основан в конце 12-го века.
Управляли монастырём игумены и архимандриты.
В 1744 году за Гледенским монастырем числилось 994 души.
При проведении монастырской реформы в 1764 году Троицкий Гледенский монастырь оставлен штатным мужским монастырем 3-го класса с настоятельством игуменским.
В 1841 году стал приписным к Устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю. Все земли Гледенского монастыря и его имущество переданы Михаило-Архангельскому монастырю.
В это время на территории Гледенского монастыря находились три церкви:
1. Троицкая соборная каменная пятиглавая церковь, окруженная с 3-х сторон папертями, построенная в 1701 году. Церковь заложена в 1659 году на средства купца Силы Грудцына. Колокольня с часами соединена с соборной церковью.
2. Тихвинская с трапезной - каменная одноглавая церковь 1736 года постройки. На южной стороне трапезной - придел святителя Николая.
Между Троицкой и Тихвинской церквями сделаны каменные переходы на столбах.
3. Успенская при воротах каменная одноглавая церковь 1740 года постройки.
В связи с Успенской церковью располагались каменные одноэтажные братские кельи.
Одноэтажные настоятельские кельи были деревянными.
Ограда на северной и половине западной стены каменная, в остальной части – деревянная. В юго-восточном углу располагались конюшенный и скотный дворы.
Вне территории монастыря в Пухове находилась приписная каменная одноэтажная одноглавая церковь, освященная во имя святого Иоанна Устюжского.
Праведный Иоанн Устюжский Христа ради юродивый, родился в Пухове. Мать Иоанна, овдовев, постриглась в Троицком Орловском монастыре. Иоанн после смерти матери поселился при Успенском соборе в Устюге в хижине и стал юродствовать. Умер он 29 мая 1494 года. В 16 веке канонизирован. Память блаженного Иоанна Устюжского празднуется 11 июня. Мощи святого покоятся под спудом в Ионновской (Происхожденской) церкви в городе Великий Устюг.
Пуховская церковь устроена на месте рождения святого. Сюда в Духов день совершался крестный ход от Гледенского монастыря.
Гледенский женский монастырь
В 1912 году Троицкий Гледенский монастырь стал женским.
Ему принадлежали 4 каменные церкви (одна из них за оградой монастыря, в Пухово), одна деревянная часовня, один каменный корпус, один деревянный дом. Внизу Тихвинской церкви размещались сестринские кельи, кухня, трапезная, просфорня, вверху жила настоятельница.
В монастыре в 1914 году проживали 44 человека: игумения Рипсимия, монахиня Серафима, 7 указных послушниц, 32 послушницы на испытании и 3 работницы.
Послушания у послушниц были разные и соответствовали их способностям.
Большинство насельниц монастыря прибыли из Рдейской пустыни.
Служил священник Прахов Павел Афиногенович, 1862 года рождения, выпускник ВДС 1883 года.
Монахини и указные послушницы в 1914 году
№№ | Монашеское имя, имя указной послушницы, год поступления в Гледенский монастырь | В миру | Год рождения | Год поступления в Рдейскую пустынь | Год пострижения |
1 | Настоятельница монастыря игумения Рипсимия. В 1911 году по просьбе Священного Синода допущена епископом Никоном временно поселиться близ Гледенского монастыря для устроения обители. С 1912 года – исполняющая обязанности настоятельницы Гледенской пустыни, с 1914 года – настоятельница. | Мавра Тимофеевна Ионичева, дочь крестьянина Новгородской губернии | 1844 | 1858 год – поступила в Новгородский Десятинный монастырь. В 1889 году переведена в Рдейскую пустынь, с 1903 года – игуменья, в 1911 году уволена на покой. | 1885 |
2 | Монахиня Серафима. В 1912 году поступила в Гледенский монастырь. Алтарница и чтица. | Мария Константиновна Бистерфельд, дочь коллежского советника из Черниговской губернии, окончила Вятское епархиальное училище | 1857 | 1895 год – поступила в Николаевский Косинский монастырь Новгородской епархии. | 1912 |
3 | Горлина Пелагея. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – шитьё церковных вещей и клиросное | Горлина Пелагея Петровна, дочь мещанина из Холмска Псковской губернии | 1876 | 1902 | нет |
4 | Никитина Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – церковница, просфорня. | Никитина Евдокия Ивановна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1878 | 1893 | нет |
5 | Орлова Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – клиросное, ризничая | Орлова Евдокия Васильевна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1882 | 1903 | нет |
6 | Петрова Екатерина. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – по назначению. | Петрова Екатерина Петровна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1875 | 1897 | нет |
7 | Самойлова Васса. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – по назначению. | Самойлова Васса Филипповна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1867 | 1890 | нет |
8 | Тиханова Пелагея. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – экономка. | Тиханова Пелагея Ивановна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1875 | 1895 | нет |
9 | Федорова Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – шитьё церковной и монастырской одежды. | Федорова Евдокия Егоровна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1882 | 1896 | нет |
Сельскохозяйственная коммуна после революции 1917 года
Игумения Рипсимия утверждена в должности настоятельницы Гледенского монастыря в 1914 году, через четыре года она избрана председательницей Гледенской коммуны.
Было решено заниматься огородничеством, садоводством, пчеловодством, а в зимнее время – шитьем и вязанием. В 1919 году сестры - коммунарки поработали отлично.
В 1920 году руководство земотдела решило соединить три коммуны (бывшие Яиковский, Гледенский и Великоустюжский Предтеченский женские монастыри) в одну общину «Путеводная звезда». Все три коммуны должны быть расформированы, насельниц моложе 50-и лет обязали написать заявления о приёме их в члены единой общины. Ненаписавшие приравнивались к дезертирам трудового фронта. Для пожилых насельниц создавалась своего рода богадельня в бывшем Гледенском монастыре. Однако проект не осуществился и «Путеводная звезда» погасла, не успев посветить.
В этом же году коллектив Гледенской общины раскололся на 2 лагеря: сторонники игуменьи Рипсимии и казначеи Пелагеи Захаровой и сторонники Серафимы Бистерфельд.
В 1921 году избран новый совет Гледенской коммуны. Рипсимия, Пелагея и родственница Рипсимии Анна Ионичева вышли из общины и поселились поблизости - в монастырском доме в деревне Морозовица. В Гледенской коммуне остались не только их противники, но и сторонники, поэтому раздоры продолжались. Было не до работы. Производительность труда падала.
В 1922 году губисполком вынес решение о высылке из Северо-Двинской губернии зачинщиков скандалов - Захаровой и Бистерфельд. Серафима Бистерфельд выехала, Пелагея Захарова не подчинилась и стала писать жалобы о неправильности решения о выселении её. В 1923 году она добилась отмены решения о высылке. Но её победа не имела никакого значения. Так как коммуна оставалась по свой сути монастырем, решено было закрыть общину.
Один из самых древних монастырей на севере России - монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, расположенный вблизи города Гледен. Этот город заложил в конце 12 века князь Всеволод. Расположен он был на холме, вблизи перекрестка речных путей. Примерно в то же время возле города был построен и монастырь.
От места, где находился Гледенский монастырь видно, как соединяют свои воды реки Сухона и Юг. В двадцати километрах от этого места в древности проходила главная дорога Русского Севера. На Сухоне стоит город Устюг. Название города произошло именно от его расположения: Усть-Юг. Благодаря своему расположению, на перекрестке всех путей, когда-то он был одним из главных городов России.
А вот у Гледена, история более запутанная и загадочная. Об этом городе сохранилось мало сведений. Предания и легенды представляют Гледен славным и богатым городом. Говорят, что погубили его татары, которые польстились на золото и богатства устюжан. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что он был разгромлен в середине 15 века, как следствие жестоких междоусобиц и войн между русскими князьями. После этого город так и не был восстановлен, но мужской Троице-Гледенский монастырь был восстановлен устюжанами. Его буквально возродили из пепла.
Он просуществовал долго, и в течении нескольких веков был свидетелем еще многих событий, которые происходили в этих местах: реформы Петра I, секуляризация при Екатерине II и.т.д. В 1841 году монастырь был упразднен, а в 1912 году он был вновь открыт как женская обитель. Окончательное закрытие произошло в 1925 году. После закрытия, монастырские строения использовались колонией для беспризорников, потом здесь был устроен детский дом-изолятор. Еще в зданиях монастыря был пересыльный пункт, где держали раскулаченных, и дом престарелых.
Монастырь строился в конце 18 века. Тогда богатые устюжские купцы выделили средства на реконструкцию Троицкого собора, затем были перестроены церкви Успения Богоматери и Тихвинская, больничная палата. Позже, в начале 19 века, Троицкий собор был соединен крытой галереей с Тихвинской церковью, и началось строительство каменной ограды. К сожалению, из-за нехватки денег, ограждение осталось незавершенным. Надо отметить, что почти все каменные строения монастыря не были подвергнуты последующим переделкам, поэтому сохранили свои первоначальные формы неизменными. Этот факт придает комплексу особенную ценность и очарование. Искусствоведы единодушно относят его к наиболее совершенным монастырским ансамблям Российского Севера.
Главной монастырской достопримечательностью является восхитительный золоченый резной иконостас находящийся в Троицком соборе. Резные работы иконостаса были выполнены тотемскими мастерами, братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. В оформлении иконостаса они использовали традиционные мотивы 18 века: рокайли, завитки, гирлянды, волюты и т.п. Резьба, выполненная ими, поражает своим богатством и удивительным разнообразием форм.
Иконы отличаются изяществом и точностью рисунка. Они были написаны местными мастерами и умельцами и отличаются богатой и необыкновенной цветовой палитрой. Часть икон были написаны В. А. Аленевым, протоиереем Успенского собора. Композиция ликов отличается от общепринятых канонов. Ввиду того, что они были списаны с печатных образцов западноевропейских гравюр, они больше напоминают светскую живопись. Позолоченное одеяние иконостаса придает ему особенно богатый и нарядный вид. Оно было выполнено местной артелью, в очень сложной технике, и свидетельствует о высоком мастерстве исполнителей.
Деревянная скульптура иконостаса изображает четырех евангелистов, стоящих перед царскими вратами, над которыми высоко в облаках парит Саваоф. Скульптурная композиция состоит из головок херувимов и ангелов, предстоящих у Распятия. Резьба, скульптуры, иконы и позолота органично сочетаются в одно целое и представляют подлинное произведение искусства. Можно с уверенностью сказать, что мастера, выполнившие иконостас обладали тонким вкусом и незаурядным мастерством.
Не действующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга. Его здания находятся в ведении Великоустюгского музея-заповедника.
О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.
Возвращаясь из Опок, решили заехать и в Морозовицу. Я там была раньше, но в монастырь как-то не получалось попасть. То закрыт, то на реставрации.
Едем, любуюсь небом)
Странные постройки. Я думаю-зерносушилки.
Какой новенький домик!
Бабуля вышла погулять...
Эх, дороги...
Мы едем по более-менее приличной дороге. Дорога к храму.
И здесь работают художники на каждом углу, как и в В-Устюге
Строится часовенка
Подъехали
Троице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга.
Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.
В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.
Место слияния рек Сухоны и Юга.
Вид на Великий Устюг от Троице – Гледенского монастыря
Любуемся красотами
Сторожевая башня монастыря(1759-1763)
Трава по пояс)
Святые и Северные (хозяйственные) ворота
Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование.
Монастырь - не действующий, поэтому вид монастырского дворика очень отличается от двора действующего монастыря. Здесь на территории живёт сторож, но двор выглядит как-то неприглядно, не по-монастырски.
Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора
Его возведение продолжалось восемь лет (1776 - 1784 год) на пожертвования устюжан.
Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.
Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь...
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы.
Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.
Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым.
Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера...
А мы выходим из собора и отправляемся в Великий Устюг.
Снова проезжаем деревню Морозовицу.
А впереди - заливные луга
Широка и привольна
Ты, родная страна!
Как светла твоих рек,
Твоих озер глубина!
Как обширны поля
И обильна земля,
Сколько сил таит она!
Заливные луга Красного острова
Наше будущее. И так приятно смотреть на этих ребятишек!!! А они любуются просторами!
Меж кустов течёт речка Шарденьга
Подъезжаем к мосту через Сухону
Вид на В-Устюг (перед въездом на мост)
ДЫМКОВО. (напротив В-Устюга) ВИД С МОСТА через Сухону
Троице-Гледенский монастырь - не действующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга, при слиянии рек Сухоны и Юга. Его здания находятся в ведении Великоустюгского музея-заповедника.
Достоверные сведения о монастыре, в то время небольшом и малобратном, появляются с середины XVI века. В позднем житии Киприана Устюжского утверждается, что обитель существовала на этом месте ещё в домонгольское время. Достоверно известно, что монастырь занимает холм Глядень, где в средние века стоял русский город Гледен, заложенный, по локальному преданию, Всеволодом Большое Гнездо.
Параллельно росту торговых оборотов устюжских купцов в XVII веке укреплялась и Гледенская обитель. В середине XVII века на средства купцов Грудцыных и с благословения митрополита Ионы Сысоевича она начинает застраиваться кирпичными зданиями. В 1697 году в Троице-Гледенском монастыре учреждается архимандритское правление. В то время основание обители приурочивали к 1492 году: «Троицкай же Гледенский монастырь, скажут, архангелские помогали строить: хлебом ссужали и людей работных посылали церковной лес ронить и возить».
Дореволюционное фото
Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII - первой половине XVIII века: сначала был построен двухстолпный Троицкий собор (по образу и подобию собора Архангельского монастыря в Устюге), затем - теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег.
В 1784 г. были завершены работы по созданию жемчужины обители - нового барочного иконостаса, длившиеся 8 лет. Образцом при его создании послужил иконостас старого собора Яковлевского монастыря в Ростове. Иконостас сохранился и знаменит своей резьбой по дереву.
Монастырь был упразднен за малобратностью в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.
В начале 1980-х здания переданы музею. Епископ Игнатий 16 июля 2014 года распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь». Сохранившиеся постройки:
- Собор Святой Живоначальной Троицы (1659-1701 гг.)
- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной (1729-1740 гг.)
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы с больничной палатой (1729-1740 гг.)
- Сторожевая башня (1759-1763)
- Святые и Северные (хозяйственные) ворота.
Троице - Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.
В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.
О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице - Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.
Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 - х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII - первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем - теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из-за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице - Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.
Главная достопримечательность монастыря - великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.
Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).
Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.
Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70-е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице - Гледенский монастырь.