Все что вы хотели знать про садху. Индийские садху: мудрецы или сумасшедшие? Садху в современной Индии

03.08.2023 Народная медицина

В статье рассказывается об отшельниках, разбирается определение этого слова согласно словарю, и приводятся примеры современных людей, отказавшихся от общества.

Кто такой отшельник?

Отшельник - это человек, который живет в уединении, отдельно от мест, где обитают другие люди, и ограничивает связи с внешним миром. Факт этого религиозного явления был широко распространен в Индии, Китае, Японии и других странах Востока. Также в разные времена от социума уходили люди, которые отказывались принять жизненный уклад общества.

Отшельничество в современном мире

Вопрос, кто такой отшельник, актуален и в наше время. Например, в есть целая такая семья: отец, мать и сын. Супруги продали свою квартиру и уехали жить в лес вместе с ребенком. Они аргументировали это тем, что хотят находиться подальше от людей, машин и городского шума. В лесу семья построила себе дом, в котором на данный момент нет ни света, ни тепла. Питаются в основном выращенными ими же овощами, также сами пекут хлеб. Все члены семьи моются в ближайшем пруду, а спят на сеновале.

Единственный недостаток, который видят супруги, - невозможность обходиться без денег. Они нужны им вовсе не для продуктов, а для покупки учебников для ребенка. Мальчика родители учат сами, он достаточно хорошо знает программу начальной школы и уже осваивает программу пятого класса.

Кто такой отшельник, и как им стать?

Если подобное желание посетило вас, то не спешите. Также стоит отметить, что если хочется уйти в отшельники одному, то лучше всего сделать это в среднем возрасте, когда у вас уже есть достаточно опыта для самостоятельного ведения хозяйства. И с решением этим спешить не стоит, скорее всего, связано с личными проблемами и усталостью. Вряд ли вы сможете безвылазно жить в одиночестве, как отшельник. Определение слова, согласно словарю, следующее: это человек, чуждающийся других.

Если желание вас не оставляет, то для начала лучше просто приобрести рядом с лесом и вместе с домом, чтобы в зимний период не пришлось искать, где жить. Прежде чем все-таки принять решение о том, чтобы уйти в отшельничество, обдумайте все на трезвую голову и на основе этого решите, чего вы хотите: жить в глухой непроходимой тайге или же просто вдали от городской суеты. Если решение окончательное и категоричное, то хорошо подготовьтесь: почитайте специализированную литературу, пообщайтесь со знающими людьми. Вот мы и разобрались с тем, кто такой отшельник. Теперь выбор за вами!

· Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Портал «Индуизм»

Са́дху (sādhu IAST ) - термин , которым в индуизме и индийской культуре называют аскетов , святых и йогинов , более не стремящихся к осуществлению трёх целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы (долга). Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) через посредство медитации и познания Бога . Садху часто носят одежды цвета охры , которые символизируют отречение.

Этимология

Слова происходят от санскритского корня sādh IAST , который означает «достичь цели», «сделать прямым», или «возыметь силу над чем-то». Тот же самый корень используется в слове садхана (sādhana IAST ), которое означает «духовная практика».

Садху в современной Индии

Обычно садху - это монахи, отрёкшиеся от мира и отказавшиеся от материальных наслаждений. Они живут в пещерах, лесах или храмах по всей Индии .

Простые люди часто называют садху баба . На многих индийских языках, слово баба означает отец или дядя. Иногда к баба прибавляется уважительный суффикс джи - бабаджи .

Религиозные течения

Садху вовлекаются в разного рода духовные практики. Одни практикуют суровые аскезы, а другие - сосредотачиваются на молитвах, повторении мантр или медитации .

Существует два основных течения среди общества садху: Садху-шиваиты - аскеты, посвящающие свою жизнь Шиве , и садху-вайшнавы - преданные Вишну и его аватар , таких как Рама и Кришна . Малочисленной группой по сравнению с двумя другими являются садху-шакты , преданные богини Шакти , божественной женской энергии, женской ипостаси Бога. В этих основных течениях существует множество более мелких течений и групп, которые следуют определённым философским школам или традициям, сампрадаям .

Самая большая шиваитская сампрадая называется дашанами - «десять имён»; во время церемонии духовного посвящения, садху этой сампрадаи принимают одно из десяти имён. Считается, что эта шиваитская сампрадая была основана индуистским философом VIII века Шанкарой , хотя не имеется полной и достоверной информации о возникновении этой сампрадаи. Вайшнавская сампрадая садху с самым большим количеством последователей, одновременно являющаяся самой большой сампрадаей садху в современной Индии, - это Рамананди, которая, предположительно была основана средневековым учителем бхакти (преданности Богу) по имени Рамананда .

Шиваитские садху известны как санньяси , или те, кто отвергли мирскую жизнь, тогда как вайшнавы называют себя вайраги или отречёнными. Данные термины отражают различные мировоззрения двух групп: философия шиваитского аскетизма и отречения, во многом, более сурова и радикальна, чем вайшнавская.

В мировоззрении шиваитских аскетов ключевую роль играет полное отвержение мира и посвящение себя достижению освобождения из круговорота сансары . В то время как вайшнавы предпочитают оставаться вовлечёнными в общество не-садху, осуществляя служение обществу из сострадания.

Хотя садху, как правило, оставляют свою касту после инициации, их происхождение оказывает влияние на те секты, в которые они вступают; определённые аскетические группы, такие как данди в группе дашанами, состоят в основном из брахманов по рождению, тогда как другие группы принимают в свои ряды членов любой касты.

Существуют также садху-женщины, которые известны как садхви . Часто, женщины, становящиеся на путь отречения, это вдовы , которые живут уединённой жизнью в аскетической обстановке. Многие почитают садхви как проявления Деви . В современной Индии ряд харизматичных садхви, такие как Амританандамайи, прославились как религиозные учителя.

Выбор стать садху

Садху становятся немногие. Принятие отречения является четвёртой стадией в жизни индуиста , после прохождения обучения как монах-послушник брахмачари , семейную жизнь грихастхи и стадию подготовки к отречению ванапрастхи.

Садху ведут трудный образ жизни. Считается, что садху умерли для себя, и официально умерли для Индии как её граждане. Часто садху проходят через особый ритуал, во время которого присутствуют на своих собственных похоронах, после чего они принимают гуру и следуют за ним в течение многих лет, служа ему и приобретая от него необходимый опыт.

Садху занимают особо важное место в индуистском обществе, в особенности в маленьких городах и деревнях, население которых более строго следует религиозным традициям. Садху дают религиозные наставления и благословляют простых людей, к садху часто обращаются за разрешением споров между отдельными людьми или семьями. Садху также рассматриваются как воплощение божественного, которые олицетворяют истинные ценности человеческой жизни согласно индуистскому мировоззрению: религиозное просветление и освобождение из круговорота рождения и смерти сансары .

Хотя некоторые группы садху имеют собственность, доходы от которой поддерживают их, большинство живут на пожертвования простых людей. Всё чаще повседневными реалиями жизни для многих садху является голод и глубокая нищета.

Галерея

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Садху" в других словарях:

    Буквально: прямой, правый; успешный, эффективный. поэтому употребляется в качестве имени существительного для обозначения того (той), который такой, как указано выше, т.е. святой (святая), мудрец, пророк, отшельник … Словарь восточных терминов

    - (букв, прямой, правильный, превосходный, добродетельный) термин, обычный в применении к аскетам и святым в индуизме, а также иногда и к ревностно верующим мирянам. Н. Краснодембская … Словарь индуизма

    Садху - набожный или праведный человек; Санньясин … Словарь йоги и веданты

Йоги, факиры, отшельники - так мы привыкли называть индийских садху, фотографируясь с ними на память в отпуске. Но кто они, чем живут и зачем делают то, что делают, - всё это обычно остаётся за кадром. Мы решили немного расширить рамки этого кадра.

День садху начинается с ритуального омовения холодной водой, остатки которой затем испаряются с кожи благодаря теплу священного огня, за которым индийский аскет-отшельник медитирует и читает мантры. После утренних процедур ему остаётся нанести себе на лоб яркий рисунок, осыпать тело пылью или пеплом (иногда даже человеческим прахом), завернуться в скромные одежды цвета охры (а то и остаться голышом) - и отправиться собирать подаяние на хлеб насущный.

Фото: Reuters

Жертвуют садху местные жители более чем охотно (настолько, что многие индийские неимущие специально прикидываются отшельниками), но на собранные деньги эти странные люди имеют право приобрести лишь самое необходимое из продуктов питания, все остальное они отдают в храмы или бедноте. Стать садху - значит добровольно обречь себя на нищету и лишения.

Фото: Maprakash Mathema, AFP

Подают хорошо, потому что уважают. Садху для индийцев - настоящие святые, отдельная каста, к которой следует относиться с величайшим почтением (причём, совершенно не важно, к какой касте ранее принадлежал аскет). Считается, что самоотречением садху очищают не только свою карму, но и карму всего народа, иначе говоря, страдают за других. Их здесь даже называют словом «баба», что в переводе на русский будет звучать примерно как «отец», хотя среди аскетов встречаются и женщины. Их процент от общего числа невелик, в основном это бездетные вдовы, ведущие жизнь садху в своих домах, но многие из них приобретают авторитет гуру, о котором мужчины-садху могут только мечтать. К садху обращаются по массе поводов - многие из аскетов выступают в роли третейских судей, разрешая семейные и соседские споры, другие занимаются «бытовой магией»: целительствуют, снимают порчу.

Фото: Steve McCurry

Фото: Swiatoslaw Wojtkowiak

Но даже с учётом повсеместного уважения стать садху решаются немногие. По традиции индуизма (в Индии, конечно, встречаются и мусульманские садху, называемые факирами, но их число невелико), самоотречение - это четвёртая стадия жизни человека. Уйти в аскезу можно только побыв монахом-послушником, семейным человеком и пройдя ванапрастхи, подготовку к отречению (хотя второй пункт часто опускается - путь в садху выбирают даже дети). В ходе подготовки будущий садху получает ценные указания и перенимает опыт о своего духовного гуру, который в специальном ритуале, имитирующем похороны, даёт ученику своё благословление, завещая тому отдельную именную мантру. Готов ли ученик встать на путь религиозного просветления и освобождения от сансары - это может решить только наставник, и многим будущим аскетам приходится ждать этого решения десятилетиями.

Фото: Rajesh Kumar Singh, AP

Фото: Joey L.

На этом сходства между примерно пятью миллионами садху заканчиваются - настолько разнообразен феномен отшельничества на просторах Индии. Некоторые из аскетов постоянно проживают в уединении в горных пещерах, добывая пропитание натуральным собирательством, и покидают свою обитель только ради паломничества к святым местам в дни важных индуистских праздников. Другие только и занимаются тем, что кочуют от святыни к святыне, проводя в этом походе всю жизнь. Одни живут большими монашескими общинами в ашрамах, другие берут себе в учение одного или нескольких последователей, для которых выступают духовными гуру. Представители духовной школы агхори и вовсе постоянно проживают на кладбищах, где общаются с духами, занимаются практическим шаманизмом с применением человеческих черепов и крепкого алкоголя в своих ритуалах, и, если верить им самим, вполне успешно практикуют ритуальный каннибализм.

Фото: Joey L.

Несмотря на разницу в ритуалах и образе жизни, все садху до единого стремятся к духовному совершенствованию, которое просто не может наступить без телесных и психических испытаний аскезой. Большинство из идущих к религиозному просветлению предпочитает обходиться малыми страданиями, занимаясь постами, йогой и медитациями, но кто-то выбирается из круговорота жизней и более радикальными методами. Молчание или стойка на одной ноге в течение нескольких лет, задержка руки над головой, пока от судороги та не закоченеет, сжимание кулака до тех пор, пока ноги не начнут врастать в кожу - это обычное дело для самых неистовых садху.

Фото: Maprakash Mathema, AFP

Вне зависимости от степени мучительности ритуалов, любой индуистский аскет постоянно курит через чиллум разновидности конопли, прославляя Шиву и напрямую общаясь с космосом. Без марихуанового дурмана не может начаться даже такой важный для индуистов праздник, как Махашиваратри. Поэтому поправки к местным законам о наркотиках снимают с садху уголовную ответственность. А ещё в некоторых штатах они могут бесплатно пользоваться общественным транспортом.

Фото: Maprakash Mathema, AFP

| Типы живых существ. Садху


Самоназвание:

В других традиция их зовут иначе.

Как люди иногда называют таких людей: «садху», «свами», «санньяси» «божьи люди», «верующие», «монахи», в зависимости от культуры и конфессии.

Разделение внутри вида: в отличие от людей, садху не склонны сильно разделять друг друга по расовым, национальным, культурным, семейно-родовым признакам. Люди--садху, в основном, больше склонны разделять себя по религиозному признаку и по принадлежности к школам и мастерам.

Однако в силу гибкости и толерантности мышления такая принадлежность совсем не носит антагонистический характер, как это постоянно происходит у обычных людей.

Истинные садху уважают любые культуры, религии и школы и сами склонны считать себя гражданами всей Вселенной за пределами всех культур и религий.

Иногда люди--садху разделяют друг друга по типу характера на дивья (божественный), вира (героический) и пашу (ограниченный), однако такое разделение ни к чему не обязывает, кроме того, что указывает на тип характера и карму.

Область интересов и ценности: своя религиозная практика, духовное восхождение к высотам сознания, духовное обучение у своих учителей, духовные упражнения в рамках учения своих школ, самосовершенствование с целью достичь Просветления, эксперименты с сознанием, посещение мест паломничества, храмов, учителей.

Способ жизни: иногда живут поодиночке, изредка встречаясь на своих собраниях, конгрессах, иногда - общинами, иногда - семьями, не выделяясь среди людей.

В тех странах, где есть культура уважения духовного пути, людей-садху, они действуют и ходят открыто, в странах, где доминирует материализм и атеизм, они скрывают себя, подражая обычным людям, или принадлежат к традиционным конфессиям.

Взгляды на смысл жизни: человеческая жизнь - уникальна и драгоценна, она предназначена не для чувственных удовольствий или накопления благ, а для развития, эволюции Духа, достижения более высокого уровня сознания и постижения Абсолюта (Бога).

Жизнь обычных людей, в которой есть только материальные интересы и ценности - по мнению одних садху - это бессмысленное страдание, бесконечный бег по замкнутому кругу (сансара) и накопление новой кармы, по мнению других - это начальная школа для тех, кто еще не встал на духовный путь.

Этика: вовне, для других людей, садху придерживаются общечеловеческой этики, внутри - они следуют своей внутренней этике, сложившейся в своем кругу. В чем-то этика садху совпадает с общечеловеческой, в чем то - сильно отличается.

Для садху нет линейных понятий «этично-неэтично», «плохо-хорошо», «правильно-неправильно», «морально--аморально» в том прямом виде, как эти понятия есть для людей.

Садху заботится о том, что способствует росту осознанности, и избегает того, что этому мешает, не наклеивая умственных ярлыков на реальность.

В основном садху просто стремится следовать своему мастеру, своему статусу в рамках своей этики и культуры, чтобы развить уровень своей осознанности.

Этика садху подразумевает: гармонию со всеми существами, уважение мира, Пути, уважение других садху, уважение мастеров--джняни, сострадание, ненасилие, свободу от условностей и формальностей, безупречность как образ жизни, контроль желаний, мыслей и слов.

Способ проводить время: духовные упражнения (садхана), аскеза, посещение особых мест паломничества, жизнь в уединенных местах или общинах, монастырях, медитация, обучение, служение учителям из числа джняни и своим идеалам, обсуждение философских вопросов Бытия, участие в духовных фестивалях, семинарах, ритритах.

Некоторые из садху активно занимаются социальным служением, просвещением и обучением людей, видя это как свою миссию, некоторые заняты сочинением философских трактатов.

В древности многие хорошие садху были духовными наставниками правителей и царей, указывая им Путь.

Тело: -садху доступно для восприятия, активной жизни и действия не одно только физическое тело, а целых три:

~ физическое (аннамайя-коша),

~энергетическое (пранамайя-коша),

~тонкое астральное (маномайя-коша).

Используют свое энергетическое тело для внутренней алхимии: работы с энергией, целительства, накопления энергии, восприятия других людей, энергетики помещений, местности.

Свое астральное тело садху используют для путешествий по Вселенной, по тонкому миру, общения с богами, другими садху, джняни и сиддхами, получения новых знаний, восприятия и моделирования будущего, управления реальностью через сновидения. Садху живут своей невидимой, тайной жизнью, умело используя тонкое тело.

Физическое Тело садху имеет почти такую же физиологию, как и у обычных людей, однако их тела все же отличаются тем, что каналы и чакры в таком теле более очищены за счет йогических упражнений, вегетарианства, упражнений по накоплению энергии, самодисциплины и т.д.

Многие люди-садху очень серьезно относятся к энергиям тела, заботясь о теле как о лодке, на которой можно переправиться на другой берег Освобождения, однако много бывает таких садху, кто пренебрегает телом, считая, что привязанность к телу только мешает пути Освобождения. Они поощряют аскетизм, умерщвление плоти. Но в большинстве садху склонны заботиться о теле, укреплять его силу.

Такое тело именуется «йога-дэха» - благоприятное йогическое тело. Такое тело обладает большим запасом энергии, большим иммунитетом, более крепким здоровьем, устойчивостью к стрессам, перегрузкам, болезням, погоде. Может лучше переваривать пищу, меньше нуждается в удовлетворении желаний: отдыхе, сне, еде, питье, не нуждается в лекарствах, сексе - в том виде, как это необходимо людям.

Если оно заболевает, садху может исцелить его силой дхараны (концентрации) и медитации. Однако не всем садху удается создать себе такое тело ввиду многочисленных препятствий, помех, ограничений кармы и инертности, присущей физическому телу. Некоторые пожилые садху имеют тела практически идентичные телам обычных людей со всеми обычными ограничениями.

Сон: большинство садху испытывает несколько видов сна. Как и обычные люди садху иногда испытывают сны неведения и сансарные сны.

Однако им, благодаря чистоте их энергии, каналов, силе ума и способностей к концентрации еще доступны также «сны ясности» и даже «сны Ясного света».

Такие сны именуются ими «йога-нидра». В снах ясности они действуют осознанно в тонком теле, получают знаки, пророчества, узнают будущее, обучаются, совершают астральные путешествия в чистые страны, разговаривают с духами, предками, учителями, святыми, сиддхами и богами.

В снах ясного света, которые доступны немногим садху, они переживают Запредельное, Первозданное Бытие. Это тонкое, просветляющее светоносное Пространство Пустоты.

В этих снах нет никаких видений, образов, форм, но есть невероятное насыщение энергией, познание, расширение и углубление сознания вне дуальности субъекта и объекта. Именно эти сны ценят истинные садху, делая их Путем своей практики.

Способ размножения: большинство садху не видит смысла в обычном физическом размножении, предпочитая с помощью духовных занятий создавать внутри себя внутреннего «духовного ребенка». Многие садху соблюдают брахмачарью, являются брахмачари (соблюдающими безбрачие) или монахами.

Однако, некоторые семейные или свободные садху заводят детей в надежде с помощью ритуальных практик и намерения призвать в чрево матери высокую душу и воспитать ее в своей культуре садху.

Некоторые для этого разрабатывают уникальные духовные воспитательные и обучающие программы, чтобы создать непрерывную цепь духовной преемственности внутри своей культуры.

Отношение к людям: колеблется от любви, сострадания, желания помогать до покровительственно-снисходительного, а иногда (в случае молодых, неразвитых, неопытных садху-детей) - высокомерного.

Опытные, святые садху стремятся видеть в людях Бога, другие относятся к людям как взрослые к детям. Некоторые из них принимают на себя роль наставников, учителей людей.

Они (без тени эгоизма и гордости) считают себя более зрелыми «старыми» душами, которые пришли в этот мир, чтобы завершить свой духовный Путь.

Многие садху любят людей и сострадают им, многие - считают людей духовно незрелыми, детскими душами, которые еще не прошли трудные уроки материального мира и его ценностей. Умы грубо-материалистичных людей кажутся садху тяжелыми, запутанными и беспокойными, а их культура - отсталой и приземленной.

Иногда также называют людей «манушья» (потомки риши Ману), «карми» (поглощенные своей кармой), «бандхика» (связанные ограничениями материального мира сансары).

Тем не менее, в глубине души к людям садху относятся чисто, видя в них Бога, и причисляя их к особым божественным существам, которым еще предстоит открыть свою природу.

Многие садху видят свою миссию на Земле в просвещении людей, их направлении, воспитании, другие людей избегают, стремясь «не загрязниться их вибрациями», стремясь общаться только с себе подобными или жить в уединении. И те, и другие идеи имеют своих сторонников и противников среди садху.

Отношение к мудрецам (джняни): садху очень ценят общение с джняни, поскольку считают джняни духовно более зрелыми, высокоразвитыми существами и стараются подражать им и учиться у них.

Они с верой и благоговением принимают джняни как своих учителей, наставников, благодетелей.

Идеалы садху: ежедневное изучение священных книг, медитация, молитва, уединение, молчание, самодисциплина, работа над собой, этика и уважение к старшим в духовной иерархии, сдержанность эмоций, контроль чувственных желаний, любовь, сострадание, гармония со Вселенной, природой, познание Бога, самопознание, самосовершенствование, помощь миру по мере сил.

Для подавляющего числа садху характерен здоровый образ жизни, стремление видеть все чистым, жить в гармонии с другими и природой.

Уважающий себя садху не допустит вреда, насилия, нечистоты в мыслях, критики, злых слов, неуважения к другим.

Причину всех явлений, как плохих, так и хороших, садху ищет не снаружи, а внутри себя, потому что в отличие от обычных людей садху знает, что весь мир есть проявление его ума, весь мир находится в уме для садху. «Меняя себя к лучшему, я меняю к лучшему мир», - таков девиз садху.

Каждый уважающий себя садху стремится овладевать и управлять своей жизненной силой, используя методы йоги, медитации в соответствии со своей традицией.

Жизнь в социуме: в некоторых странах, где сильна традиционная национальная культура, где религия поощряет институты садху, садху живут в своих общинах, создают многочисленные храмы, монастыри, влиятельные закрытые ордена.

В других странах садху живут, скрывая себя. Бывают асоциальные садху-одиночки, которые живут как бы сами по себе, тем не менее, они полностью разделяют культуру садху.

Роли, которые садху играют в социуме: садху могут играть роль духовных учителей, монахов, верующих, магов, шаманов, целителей, священников или обычных добродетельных мирян любых занятий, профессий.

В традиционном кастовом индуистском обществе семейные садху, как правило, были кастовыми брахманами, а монашествующие принадлежали к орденам санньяси (монахов-свами). В средневековом христианском западном обществе люди уровня садху могли быть монахами или священниками-мирянами, членами тайных орденов, просвещенными магами, алхимиками и т.д.

Власть: садху вовне стараются смиренно следовать всем требованиям властей, социума мира людей, однако истинной властью для них являются их духовные авторитеты из числа мудрецов-джняни и сиддхов.

Отношение к материальным благам: к материальным благам многие садху относятся с безразличием, а некоторые - даже презрением, считая их иллюзией, мешающей пути, другие ими охотно обладают и пользуются, но без всякой привязанности, третьи используют их только как инструмент своего служения и благотворного влияния в мире людей. В любом случае, материальные вещи не являются тем, за чем гоняются садху. Мудрость, медитация, духовные силы и способности - вот настоящие ценности в мире садху.

Питание: в основном вегетарианское, в разных вариациях. Многие садху любят различные диеты, некоторые пытаются обходиться без еды, заменяя пищу тонкой энергией.

Культура: культура для садху это не рефлексия и не развлечение, а еще один способ идти по пути. Культура связана с их духовным Путем, их философией, иногда - мифологией, их религией, священными книгами, святыми, богами.

Не считают ценным что-либо в культуре, если оно не ведет к духовному развитию. Культуру, которая просто наслаждает чувства и не развивает духовно, они считают бесполезной.

Религия: религия - сердце жизни садху.

Садху живут своей религией, ее ценностями и понятиями, как рыба живет в воде или птица парит в небе. Однако религия садху и религия людей - не одно и то же.

Их (садху) религия - единая для всего человечества. Она включает в себя все, что есть в религии людей, и идет намного дальше.

Религия для них - смысл существования и образ жизни.

Садху, как правило, принадлежат к определенной эзотерической религиозной школе, связь с которой они считают очень важной. Однако не следует путать религию людей и религию садху.

Именно в области понимания религиозных вопросов садху отличаются от людей больше всего остального.

Как правило, садху не склонны следовать внешним ритуальным формам религиозности, присущим людям, ибо считают понимание людей в области религии неглубоким, незрелым и искаженным.

Садху стремятся постигать внутреннюю, тайную, неконцептуальную, «неумственную» суть религии через внутреннюю духовную работу: медитацию, созерцание.

Внешние виды религиозности не очень уважаются среди садху, хотя и не отвергаются, просто они считаются дополнительными.

Мысли и эмоции: ум истинного садху чист, прост и ясен, поскольку он постоянно работает над его очищением. Вопрос контроля эмоций и мыслей для садху является самым главным. Садху понимает, что ум, эмоции, суждения - это эго, и что надо отделить себя от эго, используя самоисследование (вичару), погружение внутрь и самонаблюдение.

Садху применяют разнообразные методы, чтобы контролировать мысли и эмоции: пост, аскетизм, молчание, духовные упражнения, медитацию, созерцание, пранаямы и т.д. Садху стремятся жить за пределами эмоций и мыслей, наблюдая их, отделяя себя от них, познавая пустоту ума, и в этом их отличие от людей, которые стремятся жить в плане ума и мыслей. Не всем садху удается в полной мере контролировать мысли и эмоции, усмирить ум и эго, однако, каждый садху работает с этим, понимая, что это самое главное для него. Некоторые садху обладают большой силой ума, некоторые таковой не обладают.

Видение мира: садху учится видеть мир так, как его учат учителя из числа джняни. Он видит мир как иллюзию, он наблюдает и созерцает мир как Бога и свое «Я», не позволяя ему поймать себя в ловушку дуального восприятия. Он не деятель - он наблюдатель и созерцатель. Внешние объекты для него подобны «сестре», дружелюбны и гармоничны.

Знаменитые садху индийской традиции: Свами Вивекананда.

Сверхспособности: Некоторые садху имеют хорошие способности: ясновидение, целительство, сила намерения, умение жить в тонком теле, управление реальностью, очарование, обездвиживание, призывание духов и т.д., другие не проявляют их в силу своей кармы.

Общая численность: садху как вид людей составляет человеческое меньшинство. Истинные садху составляют не более одного-трех процентов от общего населения Земли.

«люди Дхармы», люди Пути, садхаки, садху, йоги, духовные искатели. 22 Сентября 2015, 10:58

Когда я впервые увидела его, он сидел на грязной леопардовой шкуре, расстеленной на сырой земле. Вокруг был очерчен дымчатый пепел. Сквозь густые кольца дыма от конопляного чиллума, едва проступали черты человека средних лет...

Его лицо увивала густая борода, щедро измазанная пеплом, чёрные как смоль глаза будто замерли в упрямом пристальном положении, спутанные в дреды волосы были украшены черным тюрбаном и яркими бусами. Зубы потемнели от суровой аскезы и обросли толстым угольным слоем. Его темный балахон напоминал одеяние колдунов, а заточенный бамбуковый шест угрожающе метился мне в лицо. Он не был босым, рядом стояли деревяшки, имитирующие простые шлёпанцы. Лоб украшали непонятные простому смертному рисунки, странные амулеты и перстень с драгоценным камнем гармонично завершали тот мистический образ, который предстал прямо передо мной на берегу священной Ганги.

Он сидел на земле недалеко от местного крематория, мирно покуривал травку, избавляясь от застывших концепций, и пребывал в каком-то ином измерении. Я подошла ближе, и он жестом пригласил меня сесть рядом. В темной щели, за ветхой постройкой, которую не заметишь с тропинки, сидела целая компания аскетов. Все они были похожи друг на друга, не имели одежды или же укутывались в одинаковые черные балахоны. Аскеты сбились в кучу и видимо совершали священный ритуал вокруг горящего костра, раскуривая по кругу чиллум с гашишем. Все они были шиваиты. Считается, что курение трубки способствует обретению высшей мудрости, а мягкой дымчатой субстанцией питаются духи. Оставшийся пепел мажут на лоб или съедают, демонстрируя высшую преданность Шиве.

Позже я узнала, что эти ребята были настоящие агхори – индуисты садху, практикующие крайнюю форму аскезы. Многие индуисты сторонятся агхори, потому что те якшаются с духами, живут на кладбищах и местах кремации, проводят довольно жесткие и странные для обычного человека ритуалы. Считается, что аскеза – отказ от сна, пищи и чувственных удовольствий, а также чистое видение Бога во всех его проявлениях, даже в самых отвратительных – это ведь тоже часть Вселенной, помогает подвижнику обрести духовное просветление.

Садху уходят от мирской жизни, бросают семьи и нажитое, посвящая себя духовности. Достигая единения с Богом, Абсолютом, Вселенной, мистик понимает истинную природу вещей, избавляется от страха и отвращения. То, что пугает простых людей, не может испугать агхори, потому что он понимает природу человеческого страха. Практикуя йогу и медитацию, совершая странные на первый взгляд ритуалы, садху вырабатывает внутреннее спокойствие и становится неустрашимым. Каждый агхори стремится избавиться от отвращения к уродливому и грязному. Этому помогает специальная медитация, направленная на нейтрализацию негативных эмоций. Агхори поджидают угасание погребальных костров, чтобы забрать череп или сам труп.

Садху – попросту аскеты, йогины, святые живут в ашрамах, храмах, в лесу и пещерах. Другие ведут бродячий образ жизни, совершая паломничество. Не все из них являются агхори и поклоняются Шиве, некоторые особенно почитают Вишну. А большинство из них вовсе с непониманием относится к секте каннибалов. Я повстречалась с агхори в Варанаси – древнейшем городе на земле. Этот священный город издавна считается местом паломничества, сюда приходят старики и больные умирать. Здесь начинаешь задумываться о вечном, об иллюзорности мира, о предназначении человека и смысле нашего бытия. Индуисты стекаются со всей страны к берегам Ганги, потому что верят - если умереть в священном городе есть возможность попасть в рай, а не перерождаться снова и снова в новых телах. С раннего утра у Ганги суета, гаты переполнены людьми. Костры на гате Маникарника никогда не потухают. Такая атмосфера – идеальное место для агхори.


Некоторые садху настолько суровы, что держат руку поднятой и не опускают её, пока она не одеревенеет, стоят на одной ноге годами, используя подвесную систему, голодают, ходят голыми, не остригают волосы, которые скапливают сверхсилу и энергию. Просветленных садху называют живыми богами на земле.